Риск-менеджмент как антикризисная политика

экономика

Все больше участников рынка лизинга развивают собственные системы управления рисками: оценивать потенциальных партнеров с точки зрения надежности и платежеспособности, работать с наиболее ликвидным оборудованием и увеличивать размер аванса.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Лизингодатели вместо крупномасштабных проектов, требующих внушительного финансирования, предпочитают менее рискованную розницу. Быстрее всего почувствовали тенденцию госкомпании: они увеличили количество сделок за первые шесть месяцев года на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате положительную динамику новых сделок показали "розничные сегменты" — грузовой автотранспорт — 16% роста — и легковой — 23%. "В столь тяжелой обстановке в первом полугодии 2014 года многие ведущие розничные компании нарастили объем нового бизнеса, что показывает все еще высокий спрос на розничный лизинг",— соглашается Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "Трансфин-М".

Чтобы не сбавлять темпов, игрокам лизингового рынка приходится вводить "антикризисные меры": сокращать расходы внутри компании, повышать качество бизнес-процессов, чтобы удержать клиентов на фоне обострившейся конкуренции, и переключаться в режим "риск-менеджмента". Основной источник финансирования для лизинговых компаний на сегодняшний день — это банковские кредиты, напоминают в "Эксперт РА". Ожидаемо, больше всего от заемных средств зависят государственные компании и лизингодатели, контролируемые банками — займы кредитных организаций составляют порядка 60%. Ужесточение банковского кредитования заставляет участников рынка повышать требования к лизингополучателям. Теперь компании стараются работать прежде всего с клиентами, зарекомендовавшими себя в качестве надежных партнеров. "Мы концентрируемся на работе с проверенными партнерами и с повторными клиентами, которые демонстрируют хорошую платежную дисциплину",— говорит член совета директоров "Элемент Лизинга" Джеймс Горхэм. "Более гибкими и удобными условия лизинга становятся для качественных, надежных клиентов, в том числе для заемщиков, зарекомендовавших себя в других структурах группы компаний, куда входит и лизингодатель",— соглашается Анастасия Халилова, директор управления по работе с крупнейшими клиентами ЗАО "Сбербанк Лизинг". Например, в "Сбербанк Лизинге" такая программа действует для заемщиков Сбербанка.

Что касается новых клиентов, то в условиях роста рисковой составляющей во всех сегментах бизнеса новые заявки на лизинг проходят более внимательное и детальное рассмотрение, напоминает эксперт. "Необходимыми условиями являются опыт потенциального лизингополучателя, положительная кредитная история, отсутствие в черных списках, размер и качество контрактного портфеля",— поясняет Татьяна Гончарова, генеральный директор "ШРЕИ Лизинг". "Сегодня требования к клиентам ужесточились. Сейчас мы особенное внимание уделяем кредитной истории клиента к обслуживанию им его долга в прошлом: если у него есть незакрытые проблемы с кредиторами, то с таким клиентом мы не работаем",— соглашается Александр Фомичев, генеральный директор "Центр-Транс". Помимо платежеспособности и устойчивости бизнеса лизинговые компании интересует, насколько клиент зависит от одного поставщика.

"Если клиенты проходят регламентные требования, а желаемое имущество, приобретаемое в лизинг, по ценовой категории соответствует финансовым возможностям клиента, то никаких дополнительных инструментов не используется,— говорит Александр Исаев, заместитель директора коммерческого департамента "РЕСО-Лизинга".— Другое дело, если клиент на грани — между прохождением сделки в рамках регламента и отказом — по причине повышенной финансовой нагрузки на выручку". В таком случае и включаются дополнительные инструменты — безакцептное списание, поручительство других юридических лиц, поручительство собственников бизнеса, увеличение аванса и уменьшения срока лизинга, залоги. "Последний инструмент, в виде залога, практикуется последнее время крайне мало ввиду сложности и малоэффективности",— подчеркивает эксперт.

Однако в условиях сегодняшнего сокращения спроса лизинговым компаниям приходится проявлять лояльность. Поэтому большинство участников рынка старается "войти в положение" потенциального партнера. "Если клиент нам сразу сказал о своих проблемах и пояснил, в чем их суть, то мы стараемся идти ему навстречу и вникаем в суть проблемы, смотрим, что можно сделать в сложившейся ситуации",— рассказывает господин Фомичев. Подстраховаться в ситуации с проблемными клиентами можно, повысив аванс или взяв дополнительное обеспечение.

Лизингодатели оценивают не только кредитоспособность клиентов, но и ликвидность оборудования — стоимость и сроки его реализации, если клиент не сможет расплатиться за лизинг. Такой подход уже оправдал себя в прошлый кризис в 2008 году. ""Элемент Лизинг" всегда уделял особое внимание анализу ликвидности предмета лизинга, который мы финансируем, и репутации партнера, с которым мы работаем,— говорит член совета директоров компании Джеймс Горхэм.— Мы вышли из кризиса 2008-2009 годов с прибылью и можем утверждать, что наша операционная модель доказала свою эффективность и надежность по всем параметрам".

От тех видов техники, чья ликвидность вызывает сомнения, компании предпочитают отказаться. Так, "Центр-Транс" в новых экономических условиях перестал работать с оборудованием: как поясняет глава компании Александр Фомичев, риски связанные с реализацией таких объектов лизинга, слишком высоки. "На данный момент мы сконцентрированы на финансировании более ликвидной техники, пользующейся спросом на вторичном рынке, во избежание рисков непокрытия возникших убытков в случае неисполнения обязательств со стороны клиентов",— говорит Жанна Виксна, директор московского представительства Первой лизинговой компании. Так, лизингодатель отказался от финансирования такси, оборудования стоимостью свыше 30 млн руб., техники, бывшей в употреблении, и ограничил финансирование автомобилей класса "люкс".

Что касается еще одного пострадавшего от экономического спада сегментов, то в строительной отрасли сокращается не только перечень финансируемого оборудования, но и разрешенная лизинговым договором территория его использования, напоминает Татьяна Гончарова из "ШРЕИ Лизинг". В целом комплексная оценка лизингодателя, куда входит анализ ликвидности запрашиваемого оборудования или транспорта, учитывается банком при определении условий финансирования и, как результат, определяет не только конечную стоимость лизинговой услуги для клиента, но и сами условия сделки — размер аванса и страхования, срок, ежемесячный платеж, а также насколько необходимо дополнительное обеспечение по сделке.

Мария Карнаух

Вся лента