Просветленная виолончель
В Москве открылся фестиваль Vivacello
Фестиваль классика
Шестой по счету Международный фестиваль Vivacello, который придумал и делает виолончелист Борис Андрианов, ежегодно предлагая московской публике концептуально выстроенные программы с неординарным репертуарным подходом и мировыми исполнительскими именами, стартовал в Большом зале консерватории. О программе концерта-открытия, где кроме прочего была и мировая премьера, рассказывает ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.
Не всякий фестивальный проект в Москве может позволить себе специально заказывать музыку, но не всякий, кто с трудом может себе это позволить, так не делает. Современные музыканты актуального поколения вообще склонны вести себя по-европейски в сложных московских условиях. Поэтому фестиваль "Возвращение" делал заказы, даже когда еще не был под крылом филармонии, а фестиваль его постоянного участника и выдающегося музыканта Бориса Андрианова делает их уже который раз. Для Vivacello писали Пендерецкий, Соллима, Рыбников, теперь для программы открытия фестиваль заказал музыку московскому композитору-постминималисту Павлу Карманову, всегда превращающему свои партитуры в праздник равно мастерского, изящного и всенародного толка.
Говорят, в заказе содержалась неофициальная формулировка задачи: "Возможны рок и трэш". Представить себе рафинированного Карманова в трэш-эстетике трудно, но каждый волен понимать ее по-своему (а заказчик и автор хорошо понимают друг друга). Здесь она предстала в виде с шиком организованной и свободно, вариативно бурлящей массы звука, в которой романтическая концертность сперва бодро поднимается на экстатическую высоту и подвисает там как будто навечно, а потом превращается в свой веселый антипод, и все требует не только недюжинной виртуозности, но и большого и современного ритмического чувства и вкуса. "Musica con cello" закончилась так, как это бывает только с музыкой Карманова,— чуть ли не стоячими овациями и счастьем на лицах не только публики, но и самих музыкантов (соло виолончели — Борис Андрианов, фортепиано — Ксения Башмет, партия нелирической фонограммы — сам композитор).
Камерный оркестр Берлина тоже справился, но все же не он оказался героем программы, хотя с формальной точки зрения это могло быть и так. Все же наиболее органично оркестр звучал в Гайдне. В других частях программы как герои выглядели музыканты-виолончелисты, что и хорошо, ведь речь идет о единственном фестивальном проекте, посвященном виолончельной музыке и самим виолончелистам — традиционно самым большим знатокам разных эстетик и разного репертуара, любителям сочетать свободу, виртуозность и расширение горизонтов. И здесь им было где развернуться. И романтическая музыка Глазунова и Рахманинова в безупречно выразительном исполнении Татьяны Васильевой, впервые игравшей на инструменте работы Гваданьини с парящим звуком, и гармонически диковинная экспрессия музыки одного из лидеров виолончельной сцены Джованни Соллимы, спетая виолончельным голосом Моники Лесковар, звучали равно мастерски и откровенно.
И Борис Андрианов, и Моника Лесковар, и Татьяна Васильева — студенты одного профессора Давида Герингаса и большие музыканты с европейским опытом. Отсюда их безупречное взаимопонимание и сыгранность в трио Соллимы, ставшем примером идеального ансамбля в новой музыке. Давид Герингас тоже появится среди участников фестиваля, дальнейшее расписание которого построено с неменьшей изобретательностью. В течение двух недель до 24 ноября в разных залах сыграют оркестр Musica Viva виолончелиста Александра Рудина, оркестр "Русская филармония", в Мультимедиа Арт Музее к звучанию "Просветленной ночи" Шенберга добавится видеоинсталляция Кирилла Иванова, а в театре "Современник" покажут изысканный музыкально-драматический спектакль на стихи Бродского "Посвящается Ялте", герои которого двое музыкантов (Борис Андрианов и Катя Сканави) и двое актеров (Евгения Брик и Артур Смольянинов). На закрытии, тематически объединенные подзаголовком "Три века виолончели", прозвучат сочинения Вивальди, Баха, Лало и Шнитке. Но сколько бы ни было старой музыки в программах фестиваля, все, кажется, здесь говорит про сегодняшний день инструмента и музыкантов.