Власть фармы
локализация
Фармацевтический рынок в России ближайшие пять лет будет расти за счет локализации производства и во многом благодаря государственной поддержке и защите российских фармацевтических компаний, следует из опроса, проведенного компанией EY.
Новый масштабный обзор EY "Исследование медико-биологической отрасли и системы здравоохранения в России за 2013-2014 годы" составлен на основе опроса иностранных (56%) и российских (44%) компаний--производителей лекарств и медицинских изделий, представителей медицинских учреждений. Опрос был проведен в апреле--мае текущего года, до введения санкций против РФ.
В нынешнем году, как и в предыдущем аналогичном опросе, который проводился в 2012 году, бизнес указал, что главным направлением развития фармрынка на ближайшие пять лет будет локализация производства лекарств. Однако за два года доля респондентов, считающих, что госполитика будет стимулировать зарубежных производителей к созданию производственных предприятий в России, снизилась на 20% — с 88% в 2012 году до 68% в 2014-м. "Возможно, снижение данного показателя отражает некоторый скептицизм зарубежных фармпроизводителей в отношении мер господдержки иностранных компаний, принявших решение о локализации в России",— комментируют в EY.
Акценты господдержки сейчас сместились в сторону отечественных производителей, следует из обзора. Так, в разы — с 6% в 2012 году до 45% в 2014 году — выросло число тех компаний, которые полагают, что проводимая госполитика способствует росту рынка российских производителей. Возможно, комментируют аналитики EY, возросшая популярность этого сценария связана с тем, что зарубежные производители, уже локализовавшие производство в России или находящиеся в процессе локализации, рассматривают себя в качестве российских производителей и избрали этот путь развития российского рынка в качестве приоритетного. На сегодняшний день, уточняют в EY, все крупные фармпроизводители уже имеют некоторую долю локализации на российском рынке либо в виде собственного производства, либо в виде контрактного производства.
Что же касается роста рынка за счет приобретения зарубежными производителями российских фармкомпаний, то этот тезис уже не выглядит для бизнеса перспективным — число тех, кто считает, что именно покупка российских предприятий будет движущей силой развития рынка, за два года снизилось с 18% до 6%.
Полный цикл причин
Фармбизнес по-прежнему считает Россию привлекательной с инвестиционной точки зрения. Так, согласно опросу, большая часть фармкомпаний готовы инвестировать и размещать производство лекарств на территории РФ: 52% компаний рассматривают возможность производства полного цикла, еще 23% заявили о том, что рассматривают размещение контрактного производства. Четверть опрошенных сообщили, что не заинтересованы в развитии производства в России. Среди причин разместить производство в России большинство — 42% респондентов — назвали экономические, а именно сокращение издержек, повышение доходности лекарственного препарата.
Для 40% причины для размещения производства регуляторные, а именно получение преференций в рамках программ лекарственного обеспечения, возможность регистрации препарата в качестве российского препарата. Еще 18% среди причин назвали инициативу правительства о перемещении фармпроизводства на территорию РФ.
В качестве основных мер поддержки со стороны государства большинство респондентов хотели бы видеть гарантированные долгосрочные контракты на закупку лекарств, произведенных в России, а также временное освобождение от уплаты налогов и налоговые субсидии. Фармбизнесу помогли бы господдержка в виде налоговых льгот и пересмотр госрегулирования в отношении охраны прав интеллектуальной собственности.
Проблемная госрегистрация
Несмотря на то что год назад была несколько усовершенствована процедура регистрации лекарств, как и в 2012 году, большинство респондентов относят ее, а также процедуру регистрации предельных отпускных цен на лекарства из списка ЖНВЛП к наиболее проблемным аспектам действующего закона. При этом больше всего бизнес волнует регистрация цен на препараты из списка ЖНВЛП: если в 2012 году на это болевое место указал 31% респондентов, то в 2014 году — уже 78%. Доля респондентов, отмечающих фактор госрегистрации лекарств, снизилась с 85% в 2012 году до 56% в 2014 году.
Процедура регистрации по-прежнему, по мнению бизнеса, занимает много времени, требуя основательной подготовки и предоставления значительного объема информации. А методика установления производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП от 2010 года устарела. Аналитики EY поясняют: действующая методика ценообразования должна быть изменена с целью решения оперативных задач, таких как вымывание дешевого ассортимента, полиморфизм и непрозрачность определения предельных отпускных цен.
Также в EY отмечают, что механизм ценообразования на ЖНВЛП правительство просто обязано пересмотреть, поскольку новая методика ценообразования должна обеспечить переход к системе лекарственного обеспечения граждан, заложенной в Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года (утверждена в феврале 2013 года). Отметим, что власти рассматривают разные концепции ценообразования, в том числе референтного.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что сама стратегия не очень вдохновляет бизнес. В ней нет данных относительно объема покрытия лекарственного обеспечения и сроков введения стратегии на всей территории РФ. И откровенно говоря, судя по опросу, компании слабо верят в то, что система лекарственного обеспечения скоро заработает. По мнению 67% опрошенных фармпроизводителей, ее внедрение на всей территории РФ может произойти только в долгосрочной перспективе — не ранее чем через пять лет.
Фармкомпании недовольны, как и два года, назад не только слишком жесткими правилами регистрации, но и правилами обращения лекарств, в том числе требованиями по клиническим исследованиям, и производства. Бизнесу, согласно опросу, не нравится политика сдерживания роста цен со стороны государства. В качестве барьеров на пути успешного развития бизнеса респонденты отмечают усиление конкуренции и ухудшение общих экономических условий.
Участники рынка единодушны: назрела необходимость в изменении законодательства, регулирующего порядок обращения лекарственных средств, в том числе системы регистрации препаратов и порядка госрегулирования ценообразования на них. Отметим, что сейчас в Госдуме и профильных министерствах как раз обсуждаются поправки в закон "Об обращении лекарственных средств" и новая методика ценообразования. Одна из самых главных инициатив — введение понятия взаимозаменяемого лекарственного препарата. По мнению подавляющего большинства компаний (76%), появление нового термина в законе приведет к увеличению доли воспроизведенных лекарственных средств в госсегменте. Четверть опрошенных опасается, что доступность качественных и безопасных лекарств для населения снизится.
Отраслевые перспективы
Российская система здравоохранения переживает нелегкие времена, связанные с активно проходящей реформой, а также с осложнившейся политико-экономической ситуацией в целом, что влияет на объем финансирования всех сфер жизнедеятельности страны, в том числе здравоохранения, отмечают в EY. Непростая ситуация сейчас и на российском фармрынке, однако компании не собираются отказываться от своих планов развития.
Новые экономические реалии заставили игроков рынка сфокусировать внимание на повышении эффективности бизнеса, в первую очередь на оптимизации процесса продаж, на запуске программ сокращения расходов. Фармацевтические компании, как показал обзор, готовы инвестировать в оценку и повышение результативности своих маркетинговых инструментов, в улучшение планирования и автоматизацию бизнеса.
Кроме того, на фоне истечения сроков патентной защиты на ряд препаратов-бестселлеров все более актуальным для компаний становится вопрос разработки и оптимизации продуктовой стратегии, указывают в EY. Так, наиболее перспективными респонденты считают препараты в области лечения респираторных и эндокринных заболеваний, а также онкологии.
Анализируя динамику фармрынка начиная с 2011 года, авторы обзора подчеркивают, что рынок предыдущие два года демонстрировал двухзначный рост. В этом году фармкомпании не теряют оптимизма, несмотря на непростое начало года и снижение темпов роста рынка до 7,5% в рублевом выражении. Так, более двух третей компаний запланировали рост на уровне 10% или более в 2014 году. Бизнес отмечает, что на состояние рынка может повлиять ухудшение общеэкономических показателей и прекращение действия патентов на ряд препаратов-бестселлеров. Впрочем, как позывает октябрьский блиц-опрос, 70% опрошенных компаний считают, что текущая политико-экономическая ситуация, а также введение санкций никак не повлияли на их бизнес. Только 17% увидели для себя риски и намерены сокращать инвестиционные программы.
Среди основных проблем, с которыми столкнутся производители лекарств в будущем, согласно результатам опроса, станут чрезмерно строгое регулирования ценообразования на лекарства из перечня ЖНВЛП, ухудшение макроэкономических показателей и ужесточение конкуренции из-за замедления темпов роста рынка и увеличения доли дженериков.