"У российских пациентов есть определенные стереотипы"

концессия

АНДРЕЙ ЯНОВСКИЙ, исполнительный директор Европейского медицинского центра (ЕМС), проясняет первый опыт государственно-частного партнерства, судьбу взятой в концессию 63-й московской городской больницы, которая сейчас совсем не принимает пациентов, а в ее гулких коридорах гуляет ветер.

По словам Андрея Яновского, ЕМС готовится к оказанию 40% своих услуг в рамках ОМС. Осталось согласовать с государством тарифы

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Частная медицина — самый динамичный сектор российского здравоохранения, объем которого достиг уже около $17 млрд, ежегодный прирост — в среднем 16%.

— У московского правительства вы взяли в концессию городскую клиническую больницу (ГКБ) N63, которая теперь вовсе не принимает пациентов. Зачем — в таком случае?

— Наши два крупных действующих госпиталя — на улице Щепкина и в Орловском переулке — находятся неподалеку от улицы Дурова. Здесь же располагаются собственные лабораторные мощности ЕМС. Ввод обновленной 63-й больницы позволит создать высокотехнологичный медицинский кластер мирового уровня в самом центре Москвы.

— Каковы условия этого договора?

— Проект договора был опубликован на сайте департамента имущества г. Москвы, с ним мог познакомиться любой желающий. Это наш первый опыт концессии. Концессионное соглашение по своей структуре довольно простое. Нам передали в концессию пять корпусов. Самый старый — 1937 года постройки. К 2017 году эти центры должны быть оборудованы по последнему слову техники и начать принимать пациентов. Обязательство ЕМС — предоставить четко описанный набор услуг, 40% из которых будут оказываться в рамках действующего тарифа ОМС, остальные — по нашим действующим расценкам. Дополнительных ограничений для обращений людей не будет.

— В каком состоянии находится проект?

— Проводится экспертиза корпусов — решается вопрос о реконструкции или сносе. Параллельно идет разработка проекта нового лечебного комплекса, который будет состоять из четырех медицинских центров: интервенционной радиологии, эндоваскулярной хирургии, перинатального центра и центра онкореабилитации.

— Каким оборудованием будет оснащен новый комплекс — вы планируете использовать медицинскую технику 63-й больницы или будете закупать новую?

— В концессию нам передали только площади 63-й больницы. К государственному оборудованию мы не имеем никакого отношения. В настоящее время все оборудование из этих корпусов вывезено в московские клиники.

— Насколько выгодны для вас условия концессии? Насколько рентабельно оказывать 40% высокотехнологичных медицинских услуг по государственному тарифу ОМС?

— В настоящий момент тариф еще не принят, но размер тарифа, который сейчас обсуждается с государством, сделает эту услугу интересной. Кроме того, при оказании 60% услуг мы будем прибегать к софинансированию и, таким образом, получать прибыль. Это учтено в нашем бизнес-плане.

— Планируете ли вы привлекать инвестиции?

— По предварительным оценкам, создание нового лечебного комплекса на базе 63-й больницы обойдется в €250 млн. Конечно, придется привлекать кредитные ресурсы. Мы уже работаем с рынком финансовых заимствований, который заинтересован в подобных проектах, поскольку это абсолютно новый опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере. Наш проект должен стать примером и для других, поэтому нам оказывают внимание и поддержку.

--В чем ваше конкурентное преимущество?

— Наша специфика — в многопрофильности. Мы оказываем пациенту любую медицинскую помощь, в том числе экстренную и высокотехнологичную, а также все виды диагностики круглосуточно 365 дней в году. Мы формируем цены исходя из реальной стоимости услуг. К примеру, протезирование тазобедренного сустава стоит в ведущих клиниках мира у опытных врачей практически одинаково. Столько же эта операция стоит и в GEMC у профессора, доктора медицинских наук Андрея Карданова. В состав GEMC входит крупнейшая в России частная Европейская клиника спортивной травматологии и ортопедии — ECSTO. В каждой нашей клинике есть специалисты, которые считаются признанными лидерами в своей области медицины. Например, глава Клиники колопроктологии ЕМС член Американского общества колоректальных хирургов Бадма Башанкаев за эту осень был приглашен для проведения показательных операций и лекций в Казань, Санкт-Петербург, Вильнюс, Элисту, Сыктывкар, не говоря о Москве. Главный врач и медицинский директор ECSTO профессор Андрей Королев выступил инициатором создания Ассоциации спортивных травматологов, артроскопических и ортопедических хирургов, реабилитологов, которая проводит в Москве ежегодные крупные международные конгрессы. Профессора ЕМС, доктора медицинских наук, например известный нейрохирург Алексей Кривошапкин, реконструктивный хирург Кирилл Пшениснов, являются авторами медицинских учебных пособий. В ЕМС ведет прием доцент кафедры семейной медицины Университета Айовы адепт американской школы Life Span медицины Андрей Лобузнов.

Для нас нет границ. Мы отбираем лучших врачей со всего мира исходя из их опыта, профессионализма и того, что они могут предложить нашим пациентам. Кто-то из них успешен в своей специализации, кто-то владеет новой технологией. У всех неизменно большой опыт за плечами и практика в ведущих клиниках США, Германии, Израиля, Франции. Кроме того, мы сторонники воспитания собственных звезд. В каждой клинике ЕМС проходят практику и повышают свою квалификацию врачи, обучающиеся в ординатуре, за счет чего мы имеем возможность приглашать их в дальнейшем к нам на постоянную работу. Как видите, мы открыты, но фильтры действительно серьезные.

— Кто ваши клиенты? Каковы ваши мощности?

— В 2013 году у нас было 200 тыс. человек, многие из них приходят к нам регулярно. Среди них есть владельцы компаний, топ-менеджеры и члены их семей, а также рядовые сотрудники успешных фирм, которые имеют корпоративную страховую программу ДМС с возможностью выбора медучреждений. Сегодня обладатели полиса ДМС составляют примерно 30% всех наших пациентов.

В настоящее время мы готовы к увеличению потока пациентов, поскольку строили ЕМС с учетом постоянного роста клиентской базы. Резервы мы видим в расширении наших площадей и дальнейшей закупке мощного и самого современного оборудования, появляющегося на рынке. Инвестиции мы делаем надолго, а операционные расходы стараемся наращивать вместе с ростом клиентской базы.

— Западные специалисты приезжают к вам проводить какие-то разовые операции или на постоянную работу?

— Есть очень узкопрофильные специалисты высочайшей квалификации. Мы приглашаем их для выполнения определенных сложных или новых видов операций, на которые только формируется спрос, предварительно составляя список пациентов. Если же выясняется, что таких пациентов становится все больше, врач начинает работать на постоянной основе. Например, так произошло со знаменитым французским урологом профессором Пьером Моно, который считается пионером роботической мини-инвазивной хирургии и проводит уникальные операции на роботе последнего поколения Da Vinci Si HD в ЕМС. Часто западные специалисты работают у нас заведующими отделениями, иногда — ведущими специалистами, которые практикуют и здесь, и в своих западных клиниках.

Еще есть весьма перспективная форма работы — взаимодействие с ведущими мировыми клиниками, в частности с Университетской клиникой г. Фрайбурга (Германия). В рамках нашего договора мы осуществляем совместные образовательные проекты по неврологии, радиологии, нейрохирургии, а также проводим удаленные консультации российских пациентов с использованием метода телемедицины. Сегодня у ЕМС партнерские отношения с клиникой Кливленда (США), больницей Хадасса в Израиле и еще рядом крупных клинических центров. Кроме того, у нас работает специальное подразделение ЕМС Assistance — оно в целом занимается координацией взаимодействия ЕМС с ведущими клиниками мира.

— С каждым годом все больше наших сограждан отправляются на лечение за рубеж, прежде всего в Германию и Израиль. Поток медицинских туристов ежегодно увеличивается на сотни тысяч. В прошлом году российские пациенты оставили на Западе более $1 млрд. Почему вы упускаете этот контингент, если можете предоставить европейский уровень услуг?

— У российских пациентов есть определенные стереотипы, привычки. Возможно, еще не все знают, что сегодня, не выезжая из Москвы, можно получить медицинскую помощь европейского уровня, в том числе от тех же зарубежных специалистов высочайшей квалификации. Справедливо будет сказать, что среди отечественных медиков сегодня очень много признанных мировым медицинским сообществом специалистов, которые выполняют свою работу блестяще.

Если же мы понимаем, например, что показанная пациенту операция проводится одним единственным иностранным хирургом, который не выезжает из своей страны, то мы прилагаем все усилия, чтобы наш пациент к нему попал.

99% наших пациентов получают необходимую медпомощь в ЕМС, то есть на месте в России. Им не нужно искать ортопеда в Германии, а онколога — в Израиле. Оба врача, кстати, с многолетним опытом работы как раз в этих странах, успешно работают в ЕМС под одной крышей. В медицине действительно редких случаев очень маленький процент.

Беседовала Светлана Белостоцкая

Койко-место по стандарту

ГК "Европейский медицинский центр" (GEMC) входит в число ведущих и крупнейших многопрофильных клиник России. 25 лет оказывает медицинскую помощь в соответствии с международными протоколами.

В GEMC работают врачи из стран Западной Европы, США, Японии, Израиля и России. В состав GEMC входят: многопрофильный госпиталь на улице Щепкина, многофункциональные медицинские центры в Спиридоньевском, Орловском переулках, детская клиника на Трифоновской улице, Европейский стоматологический центр, клинико-диагностическая и гистологическая лаборатории, EMC Assistance (экспертное сопровождение в лечении за рубежом). Общий коечный фонд GEMC насчитывает более 150 коек. Круглосуточно работают отделения экстренной, неотложной и скорой помощи, стационар, диагностические отделения, включая экспертные КТ и МРТ. GEMC оказывает помощь по всем основным медицинским специальностям. Система менеджмента качества GEMC сертифицирована по международному стандарту качества ISO 9001:2008.

Вся лента