Два месяца войны стоили два года колонии
В Грозном приговорили сирийского боевика
Заводской районный суд Грозного приговорил к двум годам лишения свободы местного жителя Саида Мажаева за участие в боевых действиях на территории Сирии в рядах боевиков. Защит намерена обжаловать приговор, считая наказание чрезмерно суровым, поскольку осужденный раскаялся в преступлении и добровольно явился в правоохранительные органы. По мнению адвокатов, такие приговоры могут напугать тех, кто разочаровался "в сирийском джихаде" и намерен вернуться домой.
Как рассказал "Ъ" заместитель прокурора Чечни Павел Мельник, Саид Мажаев был признан виновным в участии в незаконном вооруженном формировании на территории другого государства (ч. 2 ст. 208 УК). "Он (Мажаев.— "Ъ") в ноябре прошлого года из Грозного отправился в Турцию и уже оттуда незаконно перебрался в Сирию, где влился в ряды боевиков",— уточнил прокурор. По оперативным данным, доброволец из Чечни около двух месяцев воевал в составе группировки так называемой Сирийской свободной армии. Обвинение потребовало бывшему сирийскому боевику 3,5 года заключения, однако суд, приняв во внимание добровольную явку, определил его на два года в колонию общего режима.
Родственникам осужденного такой приговор показался излишне суровым. Они напомнили, что Мажаев в расчете на мягкий приговор выступил по местному телевидению с обращением к молодым людям, призвав их не поддаваться на призывы тех, кто агитирует за участие в боевых действиях в Сирии. По словам адвокатов осужденного, они рассчитывали на условное наказание, так как их подзащитный "не только раскаялся в своем поступке, но и добровольно явился в правоохранительные органы". Кроме того, по мнению защиты, суду не были предъявлены убедительные доказательства участия Саида Мажаева в боевых действиях. Обвинение же, по словам защитников, было построено "только на признании самого Мажаева". Защита намерена обжаловать приговор в Верховном суде Чечни.
В свою очередь представитель прокуратуры считает обвинительный приговор Мажаеву вполне обоснованным. По словам заместителя прокурора Мельника, добровольное возвращение Саида Мажаева из Сирии произошло уже после того, когда в отношении него было возбуждено уголовное дело. А доказательством того, что Мажаев участвовал в боях, прокурор назвал полученное им огнестрельное ранение бедра. "У обвиняемого, если он действительно раскаялся, была возможность заключить досудебное соглашение о сотрудничестве, что давало шанс на более мягкое наказание, однако это сделано не было",— уточнил прокурор.
"Обвинительные приговоры по таким делам могут напугать тех, кто, разочаровавшись в сирийском джихаде, хочет вернуться домой",— считает адвокат Роза Магомедова, представляющая интересы выходца из Чечни Хасана Эдильханова, который также по обвинению в участии в незаконных вооруженных формированиях на территории Сирии сидит в следственном изоляторе Лефортово ("Ъ" рассказывал о его деле 11 августа). "Мой подзащитный не провел в Сирии и месяца, добровольно вернулся, не успев даже взять в руки оружие, а его обвиняют по 208-й статье, предполагающей лишение свободы",— посетовала госпожа Магомедова.
Стоит отметить, что приговор Саиду Мажаеву — это уже второй случай, когда российские суды отправляют в колонию воевавших в Сирии. В начале октября житель Грозного Рустам Керимов был приговорен к трем годам заключения.