Запросам придали ускорение
Петербургский депутат предлагает разрешить журналистам обращаться с вопросами в электронной форме
Парламент Петербурга одобрил вчера в первом чтении проект законодательной инициативы о внесении изменений в закон "О СМИ", согласно которому редакции получат право запрашивать информацию в электронной форме. По мнению экспертов, это облегчит работу журналистов, но не лишит чиновников и других ньюсмейкеров возможности отвечать на запросы формальными отписками и не сделает органы власти более открытыми.
Поправку в ст. 39 закона "О СМИ" (запрос информации) разработала депутат от "Справедливой России", бывший декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина. Она предлагает разрешить редакциям направлять запросы в органы власти, местного самоуправления, коммерческие структуры и общественные организации в электронной форме — по факсу или e-mail. Сейчас закон позволяет запрашивать информацию устно или письменно. Но часто после телефонного звонка журналиста просят прислать письменный запрос. При этом письменной формой признается лишь бумажное письмо с печатью издания. Отвечать на запросы СМИ должностные лица обязаны в течение недели, но, учитывая оперативность "Почты России", этот срок может существенно увеличиваться. А на письма, присланные по электронной почте или факсу, организации могут не реагировать. Согласно проекту госпожи Шишкиной, отвечать на обращения прессы можно будет также в электронной форме. Бумажное письмо придется направлять лишь в том случае, если журналист отдельно попросил об этом в запросе.
"Наверное, это первая за последнее время поправка в закон о СМИ, которая не затрудняет работу журналистов, а делает ее удобнее", — прокомментировала справоросс свою инициативу. Чтобы убедить коллег в необходимости этой корректировки, депутат отметила, что она будет полезна не только журналистам, но и органам власти. "Чем более качественным будет ответ, тем меньше будет у журналиста возможностей информацию искажать, интерпретировать и домысливать", — подчеркнула она.
Единоросс Виталий Милонов предложил ввести норму об обязательной цифровой подписи электронных запросов, чтобы на органы власти не обрушились "миллиарды запросов от внештатных корреспондентов "нерукопожатной" либеральной газеты". "Журналистский запрос — это серьезный документ. Мы же не лайки и сердечки "В контакте" посылаем", — отметил депутат.
Однако Марина Шишкина возразила, что эту проблему можно решить подзаконными актами Роскомнадзора — например, установить единые требования к почтовым ящикам, с которых можно будет отправлять запросы СМИ.
В итоге за проект проголосовали 45 депутатов из 50. На поправки ко второму чтению решено было дать три недели. После одобрения документа во втором чтении он будет направлен на рассмотрение Государственной думы.
По словам председателя комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области, бывшего телеведущего Андрея Радина, в Петербурге у журналистов действительно нередко возникают проблемы с получением информации у органов власти. "Где-то с 2003 года такие проблемы только усугублялись. Анатолию Александровичу Собчаку можно было позвонить на мобильный телефон и договориться о встрече. С Яковлевым тоже было просто. А при Валентине Ивановне Матвиенко все было формализовано до такой степени, что городские депутаты теперь вынуждены принимать вот такие законы, — считает господин Радин. — В Ленинградской области люди более открытые. Ко мне журналисты могут без всякого запроса просто зайти в кабинет или позвонить по телефону и задать вопрос. Во взаимоотношениях чиновников и журналистов большее значение имеет человеческий фактор".
Тем временем главный редактор интернет-газеты "Фонтанка.ру" Александр Горшков полагает, что законопроект госпожи Шишкиной благотворно скажется на деятельности СМИ. "Мы живем в электронный век, и странно, что до сих пор запросы приходится делать в письменном виде. Мы знаем, как работает наша почта со всеми вытекающими последствиями", — сказал господин Горшков.
Между тем заместитель главного редактора телеканала "Дождь" Тихон Дзядко считает, что эта инициатива кардинально не изменит взаимоотношения прессы с чиновниками, которые год от года становятся все более закрытыми. "В последнее время большинство ответов на наши запросы — всего лишь отписки", — утверждает журналист.