Следствие ведут дураки
Антикоррупционная комедия от Тимура Бекмамбетова и Следственного комитета РФ
Премьера кино
В случае с "Днем дурака" гоголевские параллели или знание текста "Ревизора" особо не понадобятся — это не перенос классики в современность, как, скажем, в недавнем "Дубровском", а вполне самостоятельное произведение, в сценарии которого режиссер Александр Баранов пытается шутить по-своему (с помощью Аркадия Казанцева и Сюзанны Муазен). Получается это не то что менее язвительно и ядовито, чем у Н. В. Гоголя, но даже как-то более вяло, чем в предыдущем совместном детище продюсера Бекмамбетова и режиссера Баранова — ремейке "Джентльменов удачи". Но туда еще можно было заманить зрителя удвоенным Сергеем Безруковым, в случае же с "Днем дурака" предъявить какие-то актерские козыри почти невозможно — единственное узнаваемое в народе лицо тут принадлежит Александру Лыкову (Казанова из "Улицы разбитых фонарей"), играющему банковского коллектора. Его жертвой становится молоденький швейцар (Алексей Веселкин-младший), убежденный, что в Москве все живут в долг, и купивший в кредит машину, чтобы в ней ночевать, потому что на съем квартиры денег ему не хватает. То есть с обещанной в названии фильма дуростью у парня все в порядке, немного хуже обстоит дело с комическим талантом актера, и задача хоть чем-то насмешить тут ложится в основном на гримеров, вынужденных выливать ему на голову ведра геля, чтобы поддерживать волосы в постоянно растрепанном состоянии. Это, наверное, должно отражать растрепанность неорганизованной натуры героя и ершистость его характера, но стоит хоть на секунду представить его гладко причесанным, и минимальный налет хлестаковщины мгновенно испарится.
Не очень ловким и немного искусственным драматургическим приемом авторы забрасывают коллектора и должника в провинциальный город Верхний Сапожок, которым правит мэр (Александр Воробьев) по фамилии Махов, обещающий в предвыборной рекламе махом победить коррупцию и принимающий московских приезжих за сотрудников Следственного комитета. У мэра есть дочка (Антонина Дивина), которая напоминает не столько гоголевскую резвушку Марью Антоновну, сколько пушкинскую Машу Троекурову, немного осуждающую отцовский образ жизни и не желающую идти замуж по расчету. Романтическая линия между самозванцем и мэрской дочкой подана с оттенком мелодраматизма, разбавляющим и без того жидкую сатирическую составляющую фильма, который так и не отваживается на резкие выпады против коррупции, а как бы похлопывает коррупционеров по плечу, признавая их неизбежным злом — скорее забавным, чем страшным. "Знаете, как прикольно ощущает себя честный и порядочный человек среди жуликов и воров?" — в этом вопросе заключено все отношение авторов к коррупции, которую они и высмеять толком не могут. Вместо этого, как бы вслед за Гоголем, они пытаются придумывать интересные фамилии, так что один из персонажей носит фамилию Апарыш, и уже, видимо, в каком-то истерическом припадке вдохновения у сценаристов родился слоган, висящий на придорожном кафе "Калифорния": "Скушай шо-то у Ашота".
Отсутствие действительно остроумных словесных шуток создатели "Дня дурака" пытаются компенсировать шутками, так сказать, практическими: например, в одной из эпизодических ролей появляется руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета Владимир Маркин — однако и такого рода беспомощные приколы для внутреннего пользования не слишком выручают, а социальные шпильки типа "Здесь вам Россия, а не Москва" выглядят и вовсе туповато. Что касается чисто зрелищной стороны фильма, то, поскольку его поддержал не только Следственный комитет, но и управление по борьбе с экономическими преступлениями, для самой эффектной сцены удалось раздобыть настоящий "Роллс-Ройс Фантом". Его должен в приступе самобичевания крушить топором раскаявшийся коррупционер, однако по лицемерному монтажу этого эпизода складывается впечатление, что авторы пожадничали по-настоящему загубить лакшери-тачку так же, как побоялись по-настоящему, по-гоголевски, наехать на продажных чиновников. В этом смысле очень удачным представляется выбор звучащей в финальных титрах композиции "Все пучком", в которой "Потап и Настя" поют: "Там, где прямо не пролезем, мы пройдем бочком" — создатели "Дня дурака" тоже, словно бочком, протиснулись в начальственные кабинеты, но не посмели учинить там настоящий сатирический разгром, а лишь сконфуженно похихикали.