Прогрессивное постоянство
Борис Барабанов о Strawbs, самой старой группе прог-рока
The Rolling Stones дожили до 50-летия в более или менее неизменном составе, но вот вам еще один пример невообразимого долголетия. Strawbs — диплодоки прогрессив-рока. В 1974 году журнал Rolling Stone писал, что "группа прошла путь от фолка до пышного звучания, ориентированного на меллотрон, пишет песни, более величественные, чем Yes и King Crimson, и вырабатывает больше стихотворно-мелодической субстанции, чем Moody Blues". Непременное продолжение ассоциативного ряда — группа Jethro Tull.
Но широкая музыкальная общественность знает о Strawbs прежде всего как о группе, в которой до Yes недолго играл Рик Уэйкман, музыкант, создавший канон арт-роковой клавишной аранжировки. При этом лидер группы Дейв Казинс остается у руля с 1964 года, а действительные члены Strawbs Дейв Ламберт и Чес Кронк состоят в группе более 40 лет. Фамилия Уэйкман в списке членов коллектива тоже присутствует. Правда, за клавишными стоит не Рик, а его сын Адам Уэйкман, разрывающийся между Strawbs и Оззи Осборном.
"Prognostic" — 23-й студийный диск Strawbs. Его хочется рекомендовать почтеннейшей публике гораздо в большей степени, чем, скажем, последний альбом Yes. И это несмотря на то, что сложносочиненность, радикальные смены ритма внутри композиций, стремительные пробеги по гитарным грифам, помпезные многоступенчатые партии клавишных, общая устремленность вперед и ввысь — все воспроизводится группой в полном соответствии с самыми распространенными прог-роковыми клише.
Однако впечатление такое, что Дейв Казинс сделан буквально из другого теста, нежели те же отцы-основатели Yes, позволяющие себе перегруппировываться в любых сочетаниях и брать на борт чуть ли не ресторанных музыкантов. Что уж говорить о многочисленных версиях The Animals или о невозмутимо гастролирующих T. Rex без Марка Болана и Thin Lizzy без Фила Лайнотта. На протяжении полувека Дейв Казинс сохраняет силу в голосе и железную харизму, все завязано на него и только во вторую очередь — на мастерство инструменталистов.
"Prognostic" — сумма песен, разрушающая представления об "альбоме ветеранов прог-рока" как о вещи заведомо скучной и предсказуемой
Первые пять песен альбома — типичная арт-роковая сюита. Начинается она с произведения "Heartbreak Hill", в котором 70-летний Дейв Казинс мало похож на довольного жизнью пенсионера, скорее — на истеричного пророка. Или на кликушествующего в PIL Джона Лайдона. "Through Aphrodite's Eyes" — баллада с отголосками "Stairway To Heaven" Led Zeppelin. В "Something For Nothing" Strawbs демонстрируют тот тип мелодизма, который исторически привит российским меломанам, в соответствующую эпоху такая песня стопроцентно срезонировала бы со здешними вкусами, это был бы хит на уровне самых популярных вещей Deep Purple или Uriah Heep. Следующая за ней "Starting Over" наконец-то разливается органными и клавесинными арпеджио самого духоподъемного толка и оттого кажется самой банальной на альбоме. Но в двух шагах от финиша неожиданно группа сбавляет темп и на несколько минут превращается в Pink Floyd, радуя сентиментальные сердца. Энергичный, уводящий от сельской пасторали в сторону городского ритма номер "Deep In The Darkest Night" играет роль помпезного финала.
"Prognostic" — сумма песен, разрушающая представления об "альбоме ветеранов прог-рока" как о вещи заведомо скучной и предсказуемой. В качестве послесловия здесь — не издававшаяся ранее версия "The River/Down By The Sea" плюс несколько старых ремастированных треков. Самым дотошным поклонникам прог-рока будет интересно узнать, что одновременно с альбомом Strawbs вышла автобиография Дейва Казинса "Изгоняя призраков".
Strawbs "Prognostic" (Witchwood Media)
www.strawbsweb.co.uk