Отказ на будущее
Как главные герои 2014 года рождали новые идеи, избавляясь от лишнего
В ушедшем году перспективные идеи рождались в борьбе с избыточностью. Спасти компьютер от опеки человека, интернет — от контроля государства, пользователей соцсетей — от обузы идентичности, медиа — от заметок, а ритейл — от товаров. "Секрет фирмы" проследил, как главные герои года избавлялись от лишнего.
Железные люди
Тренд: инженеры — новые звезды ближайшего десятилетия
Причина: ударная стройка цифрового бэкенда
Главный герой: техническое образование человечества
Сфера: человеческие ресурсы
"Программирую с пяти лет, первый стартап запустил в 14",— писал в заявке в акселератор Y Combinator основатель сервиса Dropbox Дрю Хаустон в 2007 году. Через семь лет 30-летний Хаустон войдет в клуб миллиардеров, а капитализация его компании достигнет $10 млрд.
Последнее десятилетие пестрит подобными историями: школьное увлечение программированием, стартап, миллионное состояние. Если раньше мечты об успехе вели в Голливуд, теперь они ведут в Кремниевую долину. Новая мода — отражение системных процессов. Человечество ударными темпами строит информационную инфраструктуру, и для этого ему требуется много инженеров. Индикатор спроса — зарплаты работников сектора STEM (наука, технологии, проектирование, математика). По данным глобальной компании по управлению персоналом Kelly Services, в 2014 году на рынке США годовой доход STEM-персонала почти вдвое выше, чем в среднем по рынку. На "технарей" ведет охоту бизнес, для инженеров и их стартапов правительства конструируют "миграционные пылесосы". Программирование и робототехнику включают в школьные программы. 42 млн человек зарегистрировались на сайте Code.org, чья цель — вовлечь школьников в изучение языков программирования. "Будущее принадлежит физикам",— говорит в одном из своих интервью предприниматель Элон Маск, поддерживая оптимистичное мнение, что уже в этом десятилетии технократия может превратиться в новую элиту общества.
Анонимный миллиард
Тренд: социальные сети с короткой памятью
Причина: массовая передозировка публичностью
Главные герои: Secret, Snapchat
Сфера: социальные медиа
"Анонимность — массовый продукт",— говорит Дэвид Биттоу, сооснователь анонимного социального сервиса Secret, капитализация которого в этом году, всего за шесть месяцев с момента старта, выросла с нуля до $100 млн. Secret и другие герои рынка "анонимных медиа" отыгрывают давно назревшую потребность: люди перестарались с превращением соцмедиа в парадную версию себя. На деле же они хотят отправлять друг другу дурацкие фотки, раскрывать душу и не бояться быть за это уволенными или выставленными на посмешище. Эту проблему решает, например, Snapchat — мессенджер, который уничтожит послание через несколько секунд после прочтения. Или "анонимные твиттеры" Secret и Whisper. Они демонстрируют откровения пользователей кругу их контактов, но при этом анонимно. Предлагая лишь гадать об авторстве.
Snapchat всего через год после запуска догнал по количеству пересылаемых фото Facebook и отказался от поглощения за $3 млрд. А Whisper, по словам его основателя Майкла Хейворда, генерировал на середину 2014 года около 3 млрд просмотров в месяц и около 1 млн сообщений в день. Суммарные инвестиции только в эти три проекта составили в 2014 году более $200 млн, а их совокупная оценка — более $4 млрд.
Анонимные медиа пришлись по душе и российским пользователям — так Secret обрел одну из самых обширных и активных аудиторий. Настолько, что, говоря о российском трафике, Биттоу использовал выражение "бомбануло". Компании пришлось нанимать русскоговорящих специалистов. "Нам срочно надо было понять, о чем вся эта тонна кириллицы",— делился в интервью СФ Биттоу.
Заместитель мозга
Тренд: интеллектуальная автономность компьютера
Причина: неэффективность человеческого наставничества над компьютером
Главный герой: Google Now
Сфера: искусственный интеллект
"В последнее время мы в основном пытались заставить компьютер понять, где ты и кто ты",— говорил СЕО Google Ларри Пейдж во время выступления на конференции TED в марте этого года. По его словам, несколько следующих лет Google посвятит тому, чтобы сделать компьютеры по-настоящему умными. Для достижения этой цели в 2014 году Google купил за $500 млн компанию DeepMind, которая занимается проблемами искусственного интеллекта. Поисковик стремится успеть за ростом рынка мобильных гаджетов и носимых компьютеров. Google, как и десять лет назад, получает большую часть своих доходов от поисковой рекламы. Но гаджеты прощаются с клавиатурой. И Google нужно дать им возможность искать, желательно даже без участия человека. "Я называю это эмбиентным, или фоновым, поиском",— говорит Барис Гултекин, руководитель проекта Google Now. В таком фоновом поиске запросом служат не введенные пользователем данные, а внешний контекст: где вы находитесь, идете или едете, расписание встреч в календаре, электронный билет в почтовом ящике. "Цель Google Now — дать пользователю ответ еще до того, как он собрался нас спросить,— говорит Гултекин.— Теперь вы и ваши гаджеты — источник постоянного потока запросов. Вы живете в этом потоке, создавая его одним фактом своего существования".
Веб-машина
Тренд: интеграция машинного веба с человеческим
Причина: устройств в Сети уже в семь раз больше, чем людей
Главный герой: датчик
Сфера: интернет вещей
По сведениям IDC, в мире насчитывается около 15 млрд подключенных к различным сетям устройств. В 2013 году размер этого рынка составил $1,9 трлн, к 2020-му он вырастет, по разным оценкам, от $7 трлн до $20 трлн, в триллионах будет измеряться и количество подключенных к Сети устройств. Интернет вещей уже в семь раз обогнал привычный нам "человеческий" веб, но при этом все еще выглядит безжизненной территорией. Его обитатели — датчики температуры и давления, промышленных и муниципальных систем, метеостанции, GPS-трекеры, сенсоры кораблей и самолетов, элементы "умного" дома, системы видеонаблюдения, контроля скорости, фитнес-трекеры и даже весы с Wi-Fi — любое устройство, способное отправлять сигнал. Но, несмотря на такую глубокую включенность в жизнь человека, по большей части ведут они асоциальный образ жизни: используют несогласующиеся стандарты и протоколы и, как правило, невидимы для нас. Два интернета — людей и вещей — до сих пор практически не пересекались. "С интернетом вещей сейчас происходит то же, что с обычным вебом в середине 1990-х,— говорит Усман Хак, создатель первого поисковика в интернете вещей Thingful.— Поисковики Yahoo! и Google показали людям, как искать самый разный контент в Сети, превратив ее в понятное и дружелюбное для пользователя пространство". По мнению Хака, с интернетом вещей должно произойти то же самое. "Для людей важны не сами данные,— говорит Хак.— Нужно дать людям возможность принимать решения на основе информации, которую они черпают из интернета вещей". Чтобы данные обрели смысл, их надо извлечь, привести к единому стандарту, проанализировать и сделать открытыми для других устройств.
Темная сила
Тренд: андеграунд для интернета
Причина: наступление государства на Сеть
Главный герой: DarkWeb
Сфера: гражданские свободы
"Мы должны сказать спасибо Агентству национальной безопасности США. В мгновение ока, точнее — за время одного выступления Эдварда Сноудена, оно создало целый рынок",— говорит Патрик Шлейзер, один из активистов "темного веба".
DarkWeb (или Darknet) — название быстрорастущего невидимого сегмента интернета, недоступного для индексирования поисковикам, анонимного и защищенного. У "темного веба" две группы пользователей. Благодаря одной из них выручка онлайн-магазина нелегальных товаров Silk Road, спрятанного в "темном вебе", составила более $1 млрд за год. Однако по данным института исследований в информатике и автоматике INRIA, доля аудитории "темного веба", посещающей страницы с нелегальным контентом, составляет всего 0,06%. Проекты "национальных интернет-границ", блокирование медиа во время протестных акций и, конечно, грандиозный скандал вокруг сбора спецслужбами данных о пользователях Сети — вот лишь некоторые причины, заставляющие законопослушных людей исследовать миры "темного веба".
А если есть спрос, будет и предложение. В "темном вебе" запускаются поисковики, блоги, соцсети, форумы и мессенджеры, аналоги Twitter и WhatsApp, торговые площадки и платежные сервисы, защищенные от шпионажа и взлома. Но "темный веб" на этом не собирается останавливаться. "Технологии, созданные в Darknet, просачиваются наружу,— говорит в интервью СФ Мигель Фрейтас, создатель Twister, децентрализованного аналога Twitter.— Возможно, кажущийся сегодня предосудительным и сложным "темный веб" через несколько лет станет истинной версией 2.0 традиционного веба".
Денежная идея
Тренд: реконструкция веба на принципах Bitcoin
Главный герой: технология "блокчейн"
Причина: криптомода
Сфера: веб-сервисы
В этом году цифровая валюта Bitcoin из скандального ньюсмейкера превратилась в добропорядочного героя ИТ-новостей. Однако лишив нас горячих заголовков, Bitcoin дал гораздо большее: технологию "блокчейн" (blockchain) — распределенную базу данных и механизм транзакций криптовалюты, не нуждающуюся в серверах, независимую и устойчивую. Идея блокчейна вдохновила ИТ-мир настолько, что журнал New Scientist назвал ее "технологией, которая способна изменить мир". "Большинство приложений, которые мы используем сегодня, централизованы,— говорит Виталик Бутерин, основатель проекта Ethereum, первопроходца в расширении идей Bitcoin на весь веб.— Банк, где мы храним деньги, Facebook, которому мы доверяем наши фото, файлообменники и мессенджеры — все эти системы требуют контроля и поддержки, и они уязвимы". Ethereum предлагает технологии, с помощью которых на принципах Bitcoin можно будет создать аналог любого веб-проекта — от финансового сервиса до файлообменника. Таким приложениям не потребуются серверы, их будет сложно взломать, а обработкой и хранением данных займутся компьютеры пользователей. Бутерин не единственный, кто работает над расширением принципа Bitcoin на весь веб. Компания IBM анонсировала разработку платформы Adept, построенной на идеях Bitcoin и блокчейн, которая займется управлением данными в интернете вещей. А проект BITCongress предлагает использовать блокчейн для проведения выборов — защищенных от подтасовок.
Порошковые войны
Тренд: 3D-принтер в роли iTunes
Главный герой: 3D-печать
Причина: напечатать проще, чем доставить
Сфера: торговля
В этом году американская служба доставки UPS установила в десяти своих офисах 3D-принтеры. Она предложила клиентам не дожидаться доставки товаров, а распечатать их прямо на месте. "Да, пока UPS производит так лишь пластмассовые детали для гаджетов и игрушки, но это только начало грандиозных преобразований. Через 20 лет не Apple будет выпускать потребительскую электронику на заводах, а вы сами сможете это делать в домашних условиях",— говорит в интервью СФ Джордан Брандт, футуролог компании Autodesk. "Принтер — убийца ритейла" — так кратко можно передать гипотезу Брандта. В ее пользу говорит, например, то, что инструкции для 3D-принтера уже расходятся по Сети гигантскими тиражами. Так, файлы первого боевого пистолета, разработанного для 3D-печати, были скачаны несколько сот тысяч раз, пока правительство США не потребовало от автора — анархиста Коди Уилсона — удаления их из Сети. Компания Lego тщательно следит, чтобы 3D-чертежи ее деталей не распространялись в интернете, уже приравняв подобное к пиратству. "Многие компании готовятся к тому, чтобы получать доходы за счет распространения цифровых данных, а не физических товаров",— говорит Брандт. Новая бизнес-модель станет похожа на ту, что используется Google и Apple в магазинах приложений GooglePlay и AppStore. Потребители будут заказывать в онлайн-магазине не товар, а инструкции, которые загрузятся в принтер так же, как треки из iTunes в iPod. "Офлайновые магазины техники теряют смысл",— резюмирует Брандт.
Коротко о главном
Тренд: немногословные медиа
Причина: информационный токсикоз
Главный герой: агрегаторы контента
Сфера: медиа
За последние несколько лет медиа превратились в нечто вроде телерекламы. Они крикливы, навязчивы, их заметки пишутся лишь ради заголовка, оптимизированного под распространение в соцсетях. Примерно так описывает эволюцию, точнее деградацию медиа, в бестселлере "Верьте мне — я лгу" Райан Холидей. СМИ всегда конкурировали за паузы, которые возникают у человека между делами. Такие онлайн-медиа, как BuzzFeed или Upworthy, направляют всю мощь своих технологий на заполнение этих пауз мусором. В 2014 году медиакомпаниям пришлось задуматься, как выжить в мире, где человек защищается от новостей так же, как от рекламы на ТВ, билбордах и упаковках хлопьев. Чтобы найти место на рынке, новое поколение онлайн-медиа решило выступить защитником читателей от информационной перегрузки. Идея — не увеличивать количества шума, а уменьшать его. В начале года новаторский проект Quartz анонсировал формат "феноменов" — агрегации новостного потока под кратко сформулированными, наиболее востребованными топиками. Запущенное в этом году онлайн-медиа Vox.com вышло с форматом "карточных стеков" — наборов карточек с наиболее важными событиями. На другом фланге — мобильные приложения, такие как Cirka или Pipe, сделавшие ставку на машинные алгоритмы создания кратких выдержек из новостей. Работу над умными агрегаторами ведут интернет-компании Google, Facebook и Yahoo!, скупая перспективные стартапы. Чем больше новости будут стремиться захватить наше внимание, тем выше станет спрос на защиту от них.
45 дней после выхода на рынок потребовалось Secret, основанной выходцами из Google, чтобы привлечь $10 млн инвестиций
145 тыс. человек в России ежедневно пользуются браузером Tor, самым популярным инструментом для путешествия по "темному вебу"