Партиям ставят заслон в виде международных организаций
Госдума ужесточила правила их финансирования
Госдума вчера ужесточила правила финансовой деятельности партий, одобрив в третьем чтении поправки к закону "О политических партиях" и избирательному законодательству. С 2015 года партии не смогут заключать сделки, а значит, пользоваться услугами иностранных граждан и юрлиц, а также услугами международных организаций и отечественных НКО--иностранных агентов. В партиях уверены, что новации их не коснутся. Новые правила "бессмысленны", но могут стать "прологом к реальному ужесточению", опасаются представители НКО.
Президентский законопроект, ужесточающий требования к финансовой стороне деятельности партий, депутаты Госдумы одобрили в третьем чтении практически единогласно: 442 за (из 450) и ни одного против. Претензий к новациям не предъявила ни одна из четырех думских фракций. Депутаты от КПРФ и ЛДПР подозревали, что новации могут быть использованы против "неугодных кандидатов от неугодных партий" на выборах в одномандатных округах, но голосовать против не стали. Всем думцам настолько понравилась идея защиты отечественных партий "от влияния извне", что они сочли слишком мягкими те штрафы, которые предложил ввести президент за "незаконное финансирование" из-за рубежа. Депутаты увеличили штрафы в десять раз. Более того, они ввели для партий еще один запрет: на заключение сделок с иностранными гражданами и юрлицами, с международными организациями, с российскими НКО--"иностранными агентами", а также с российскими фирмами, в уставном капитале которых более 30% иностранных денег. "В законодательстве многих стран мира существуют абсолютно аналогичные ограничения",— пояснил "Ъ" автор поправки о "запрете на сделки", глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин ("Единая Россия"). Он подчеркнул, что поправки отражают те требования, которые предъявляет "к прозрачности политических партий и политической деятельности" международная организация GRECO ("Группа государств против коррупции").
Депутатов не смутили новации, хотя их партии имеют прочные контакты с международными организациями. К примеру, КПРФ входит в состав организации "Союз компартий — КПСС", объединяющей коммунистические организации стран СНГ. "Мы с союзниками никаких сделок не заключаем, и нас эти ограничения не касаются",— заявил "Ъ" зампред фракции КПРФ Сергей Решульский. Справороссы тоже уверены, что новации ни в чем не ограничат их партию, несмотря на то что "Справедливая Россия" — член международной организации "Социалистический интернационал". "Мы платим членские взносы, но взносы — не сделка",— заявил "Ъ" вице-спикер Госдумы от справороссов Николай Левичев. "Если мы проводим в России совместное с Социнтерном мероприятие, то как принимающая сторона оплачиваем аренду помещения и питание гостей, а за проживание иностранцы платят сами",— уточнил он.
По такой же схеме "без сделки" — не получая зарубежных денег и не оплачивая услуг международных организаций или иностранных лиц — работает и партия "Яблоко", когда устраивает в Москве конференции совместно с "Либеральным интернационалом" (партия также входит в "Альянс либералов и демократов за Европу"). С российскими НКО, которые признаны иностранными агентами, "Яблоко" работает исключительно "на волонтерских началах", сообщила "Ъ" секретарь бюро партии Галина Михалева. Она, правда, не знает, "как будет применяться закон". К примеру, НКО "Солдатские матери Петербурга", с которой у "Яблока" партнерские отношения, объявлена иностранным агентом. И если "яблочники" проведут с "матерями" совместное мероприятие и аренду помещения для этого оплатит партия, то госпожа Михалева не исключает, что партию оштрафуют за это.
"Никогда отечественные НКО не работали и не работают с партиями за деньги",— заявил "Ъ" председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов ("Мемориал" пытается доказать в Верховном суде, что его нельзя считать иностранным агентом). К тому же, по его словам, работа НКО с партиями сводится к безвозмездному взаимообмену информацией, совместным круглым столам, дискуссиям. "С правовой позиции принятый закон бессмысленный",— полагает эксперт.
Но "бессмысленный закон принимается обычно как акт устрашения или как пролог для последующих законов, которые будут реально что-нибудь запрещать", заявил "Ъ" эксперт НКО "Голос" Андрей Бузин ("Голос", изучающий российский избирательный процесс, в 2013 году вынужден был перерегистрироваться, чтобы не считаться иностранным агентом). Если сейчас "вводят ограничения для взаимодействия партий с российскими НКО", то следующими, по прогнозу господина Бузина, "могут стать граждане". По его мнению, юрлицам в РФ "могут запретить сбор пожертвований на политическую деятельность через интернет", а "физлицам могут запретить любые сделки на исследовательские работы с международными и иностранными организациями".