Поставки вертолетоносцев Mistral ложатся в дрейф
Президент Франции колеблется между двумя неудачными решениями
На пресс-конференции по итогам саммита G20 президент Франции Франсуа Олланд пообещал принять решение по поставкам России вертолетоносцев Mistral "без давления извне". Как считает парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ, в отсутствие согласованной позиции Парижа по этому вопросу президенту Франции придется выбирать из двух не самых удачных для него вариантов.
Президент Франции в Брисбене предупредил, что не потерпит давления по поставкам Mistral — "откуда бы оно ни исходило". Накануне выступления Франсуа Олланда премьер Манюэль Вальс заявил на пресс-конференции в Осере, что "на сегодня всех необходимых условий для поставки Mistral нет". "Франция выполняет свои обязательства,— заверил он,— но Франция — это государство, которое имеет вес в мировом сообществе и требует мира на Украине. И которое принимает решения независимо, без того, чтобы кто-то извне диктовал ей, как себя вести".
Таким образом, ясной позиции по вопросу, надо ли на фоне украинского кризиса и взаимных санкций передавать РФ два вертолетоносца (передача первого была запланирована на 1 ноября), Париж, похоже, так и не выработал. Все французские официальные лица — и премьер Вальс, и министр финансов Мишель Сапен, и президент Олланд — в последние месяцы повторяют одно и то же: "Нет всех необходимых условий". Тактика правительства стала тактикой президента: потянуть время и отложить решение вопроса на максимально долгий срок — в надежде, что мир вернется на Украину, и тогда Mistral сможет выйти в море с русской командой.
Между тем еще летом, несмотря на присоединение Крыма к России и вооруженный конфликт в Донбассе, президент уверял, что контракт будет выполнен. Строительство первого корабля "Владивосток" закончилось, строительство второго, "Севастополь", было завершено на 70%. Однако с осени Франция оказалась под давлением союзников — США, Германии, Польши, балтийских стран, которые призывали Париж не отдавать корабли России. Перед сентябрьским саммитом НАТО в Уэльсе президент Олланд впервые объявил, что вертолетоносец не будет поставлен в ранее оговоренный срок (см. "Ъ" от 4 сентября).
После этого началась война заявлений. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем микроблоге в Twitter сообщил, что приглашения на торжественную передачу первого Mistral 14 ноября уже разосланы. Французской стороне пришлось оправдываться и отказываться от приглашений, точнее, объяснять, что их отправили по ошибке компании-производителя DCNS. Распространенное в пятницу "РИА Новости" мнение "высокопоставленного источника в Москве", что заказчики готовы судиться, было подано французскими СМИ как "российский ультиматум", хотя собеседник информагентства сказал лишь: "Мы готовимся к разным вариантам. Ждем до конца месяца, потом будем предъявлять серьезные претензии".
Два человека, от позиции которых напрямую зависит решение,— президент Путин и президент Олланд — во время своей встречи на G20 даже не затронули вопрос о контракте, во всяком случае официально. Можно предположить, что ни тот, ни другой не считают его "своим": ни Путин не заказывал Mistral, ни Олланд их не обещал — "контракт века" на €1,2 млрд одобряли их предшественники, президенты Дмитрий Медведев и Никола Саркози. Теперь первый из них по поводу контракта в основном молчит, второй активно выступает за передачу кораблей России.
Ситуация, в которой оказался президент Олланд, ставит его перед выбором между двумя не слишком удачными вариантами. С одной стороны, поставка Mistral в нынешних условиях будет выглядеть российским триумфом. С другой — правительство Франции, похоже, сделало ошибку, придав контракту такое политическое значение, вместо того чтобы тихо его исполнить. Ведь суд по компенсациям вполне реален — он может стать первым прорывом политики санкций и болезненным ударом для находящейся в непростой экономической ситуации Франции.
В этой связи во Франции вспоминают историю 1969 года, когда Париж под давлением арабских стран заморозил поставку Израилю ракетных катеров, стоявших в военном порту Шербура. Тогда дело кончилось просто. В рождественскую ночь 25 декабря израильские экипажи попросту увели катера в Хайфу, вызвав большой дипломатический скандал — и явное облегчение французских властей.