"Формула-1" предполагает инвестиции"
Самой дорогой командой "Формулы-1" по версии Forbes стала Ferrari. По итогам последнего сезона стоимость Ferrari составляет $1,35 млрд. Успех команды во многом зависит от инвестиций, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".
Ferrari названа самой дорогой командой "Формулы-1". Рейтинг конюшен "королевских гонок" опубликовал журнал Forbes. Участники чемпионата зарабатывают средства двумя способами: это спонсорские контракты, а также призовые деньги или доля команды от выручки всей серии "Формулы-1". Участники делят между собой чуть больше 60% прибыли гонок — в 2013 году она составила, например, $800 млн. При составлении рейтинга Forbes основывался на данных прошлого года, то есть последнего завершенного сезона.
Стоимость команды Ferrari составляет $1,35 млрд. Выручка за 2013 год составила $460 млн, в то время как бюджет — $400 млн. Команда McLaren оценена в $810 млн. Выручка — $295 млн, бюджет – $280 млн. Red Bull стоит $640 млн. При бюджете $345 млн команде удалось выручить лишь $246 млн. Стоимость команды Mercedes — $560 млн. Выручка — $200 млн, бюджет $295 млн. Команда Williams оценена в $380 млн. Выручка составила $169 млн, а бюджет — $150 млн. Команда Lotus стоит $245 млн. Выручка группы — $149 млн, при бюджете — $225 млн. Force India оценена в $160 млн. Выручка составила всего $75 млн, бюджет — $100 млн. Стоимость команды Sauber — $155 млн. Выручка — $90 млн, бюджет — $140 млн. Команда Toro Rosso стоит $150 млн, выручка команды — $87 млн. Бюджет — 85 млн.
В прошлом сезоне у экспертов и участников гонок серьезные вопросы вызвал принцип распределения призового фонда чемпионата. Так, победителям доставались чрезмерно щедрые отчисления, в то время, как менее успешные команды почти не получали средств. Насколько оправданы вложения в участников "Формулы-1", легко понять по успехам команд в отчетном сезоне, отметил заместитель главного редактора портала F1News.ru Андрей Лось. Однако нельзя сказать, что инвестиции и спортивные результаты находятся в прямой зависимости, подчеркнул эксперт.
"Ferrari — команда, безусловно, уникальная. Легендарный бренд, участвует в чемпионате мира с самого первого года. Соответственно, у этой команды масса привилегий, в том числе, и финансовых. Совершенно справедливо поставить вопрос: насколько вся эта финансовая история оправдана? Взять бюджет Ferrari и поделить его на число очков, заработанных командой за отчетный период. Если мы вспомним историю этого года, самой эффективной из всех команд будет Williams со своими гораздо более скромными, чем у Ferrari, бюджетами, но в прошлом году эта команда заняла одно из последних мест, Williams работала гораздо хуже", — пояснил "Коммерсантъ FM" Лось.
В 2014 году разорились сразу две команды — Caterham и Marussia. Российская конюшня уже прекратила свою деятельность, а Caterham пока занимается сбором средств, необходимых для участия в финальной гонке сезона в Абу-Даби. К таким печальным результатам однозначно привели недостаточные инвестиции в эти проекты, уверен редактор-обозреватель журнала "Автомобили" Александр Тычинин.
"Всем, кто идет в "Формулу-1", нужно понимать, какого размера бюджеты там присутствуют. Получается замкнутый круг: люди приходят, у них мало денег, они не вкладывают. Если они не вкладывают эти деньги, они и не показывают результатов. Если они не показывают результатов, то они мало мелькают по телевизору, а если они мало мелькают по телевизору, значит, к ним не идут спонсоры, как с командой Marussia и Caterham. "Формула-1" — это технический вид спорта, он предполагает инвестиции в разработки, инженерные изыскания и прочее. Чтобы получить результат, нужно вкладывать средства", — считает Тычинин.
Девять команд-участниц рейтинга оцениваются в среднем в $500 тыс. Это, в свою очередь, существенно превышает показатель двухлетней давности. Тогда он составил около $330 млн.