Чувство свободного падения

Отрасль

По итогам первого полугодия 2014 года, согласно исследованию рейтингового агентства "Эксперт РА", новый бизнес лизингодателей составил около 344 млрд рублей, уменьшившись на 2,5% по сравнению с первым полугодием 2013 года. Сумма новых лизинговых договоров снизилась на 15% и составила 505 млрд рублей. В наиболее рискованном положении сейчас находятся лизингодатели, которые работают с перевозчиками, особенно с международными. Кроме того, в опасности те лизинговые операторы, затраты которых были привязаны к валюте, а выручка полностью формируется из доходов, номинированных в рублях.

Лизинговые компании стараются сохранить оптимизм, но многие говорят о том, что рынок потихоньку накрывается ковшом

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Дарья Симонова

В "Эксперт РА" считают, что столь существенная разница между темпами изменения показателей объясняется снижением объема крупных сделок в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга и ростом розничных сделок.

При этом большинство участников лизингового рынка, опрошенных BG, уже давно почувствовали на себе ухудшение экономического положения в стране. Здесь и возросшая из-за западных санкций стоимость фондирования, что, соответственно, привело к подорожанию финансовой аренды. И отказ от масштабных проектов в связи с общими кризисными тенденциями. И ужесточение многими компаниями требований к лизингополучателям в целях снижения рисков.

Генеральный директор группы лизинговых компаний "ЗЕСТ" Олег Ануфриев утверждает, что лизинговые компании Петербурга говорят о том, что по итогам года объем нового бизнеса снизится у всех — от 10-15 до 50% в зависимости от специализации компании. "Но есть и положительные моменты — сейчас формируется отложенный спрос, который после стабилизации ситуации поможет рынку вернуться к активной работе. Также уже видны первые результаты в области налаживания импортозамещающих производств, и в этом сегменте у лизинга довольно солидные перспективы", — позитивно смотрит на вещи Олег Ануфриев.

Дмитрий Паславский, коммерческий директор ООО "Лентранслизинг", рассказывает, что в денежном выражении рынок лизинга Петербурга остался примерно на том же уровне, что и в 2013 году. "Но учитывая темпы инфляции и девальвацию рубля, реальный объем рынка упал на 10-15%. При этом из-за проблем с финансированием многие лизинговые компании на время лишились возможности финансировать своих клиентов, начало происходить перераспределение таких клиентов между более успешными лизинговыми операторами. Наша компания, имея стабильные источники ресурсов даже в этом периоде, несмотря на общую стагнацию рынка, улучшила показатель объема нового бизнеса по итогам третьего квартала 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года на 44,4% — с 536 до 774 млн рублей. При этом мы традиционно предъявляем высокие требования к финансовому состоянию наших партнеров и устойчивости их бизнеса. Это и позволило нам избежать проблем с дебиторской задолженностью, с которой столкнулись наши конкуренты", — рассказывает он.

По словам директора филиала ООО "РЕСО-Лизинг" в Петербурге Сергея Иванова, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года портфель петербургского филиала компании вырос в среднем на 40%. "В настоящее время объем просрочек не является высоким ввиду сбалансированной риск-политики нашей компании", — заявил он.

Владимир Пехтерев, руководитель направления лизинга "Интеза Лизинг" в Санкт-Петербурге говорит, что сейчас рынок сосредоточился на розничных сделках, а основные игроки активно включились в гонку за компаниями сегмента малого бизнеса, где сумма большинства сделок варьируется в пределах 400 тыс. — 5 млн рублей. "Несмотря на общерыночную ситуацию, нам удается показывать рост бизнеса: в октябре банк "Интеза" и "Интеза Лизинг" вошли в топ-30 крупнейших игроков рынка лизинга по объему нового бизнеса в Санкт-Петербурге, согласно данным агентства "Эксперт РА". Показатель объема нового бизнеса компаний за первое полугодие 2014 года составил 92,2 млн рублей", — делится господин Пехтерев.

Генеральный директор компании Carcade Алексей Смирнов указывает, что в сегменте розничного лизинга объем просроченной задолженности, по оценкам специалистов компании, составляет 4-6%. "По сравнению с прошлым годом, этот показатель увеличился на 2-3 процентных пункта. Эта динамика релевантна и в общероссийском масштабе, и для СЗФО", — констатирует он.

Александр Митин, управляющий партнер юридической компании РАУД, говорит, что по результатам третьего квартала 2014 года большинство клиентов отмечают негативную динамику бизнеса и подтверждают стагнацию на рынке лизинговых услуг.

"По итогам года ожидается сокращение рынка и объемов продаж практически во всех основных сегментах. Это обусловлено падением спроса, удорожанием кредитных ресурсов, замораживанием крупных инвестиционных проектов.

В условиях замедления темпов роста экономики автотранспорт стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества. Отмечается активное движение игроков в сторону малого и среднего бизнеса. Наблюдается рост этих сегментов предпринимательства, но следует подчеркнуть, что именно они подвержены максимальным рискам. Предприятия малого и среднего бизнеса очень зависимы от изменений экономической ситуации в стране, в случае ухудшения высока вероятность банкротства большинства из них.

Высокие риски и в строительной отрасли. Большая часть крупных инфраструктурных проектов обеспечивается за счет бюджетных средств, поэтому дефицит бюджета и значительные просрочки в расчетах по государственным контрактам провоцируют целую цепочку банкротств от крупных до мелких компаний строительной отрасли. Тем не менее рынок грузового транспорта и строительной техники достаточно стабилен", — высказывается господин Митин.

Слабое звено

Большинство специалистов лизингового рынка имеют общее представление о том, какие сегменты рынка являются наиболее рисковыми.

Кирилл Мясоедов, региональный директор Северо-Западного филиала Росбанка, считает, что к наиболее рискованным сегментам традиционно относят лизинг оборудования из-за низкой ликвидности и затруднений в реализации имущества на вторичном рынке в случае дефолта клиента.

По словам господина Паславского, самой рисковой он считает работу с компаниями-перевозчиками, в основном речь идет об автомобильных грузоперевозках и пассажирских перевозках. "В настоящий момент портфель компании растет за счет высокотехнологичного оборудования и спецтехники. В связи со сложившейся ситуацией в политике и экономике ООО "Лентранслизинг" с наибольшим вниманием относится к сделкам по приобретению европейского имущества, так как существуют риски срыва сроков поставки. В такие сделки мы входим с наибольшей осторожностью, и объем их снижается", — подчеркнул господин Паславский.

Господин Пехтерев считает, что можно выделить направление перевозок продуктов питания, так как сейчас географические границы рынка сужаются, многие междугородние операторы могут оказаться без заказов, а переход на внутренние перевозки может оказать негативное влияние на бизнес.

Генеральный директор "Контрол Лизинг" Дмитрий Тимофеев полагает, что в наиболее рискованном положении сейчас находится все, что связано с международными транспортными перевозками, то есть это авиационная и железнодорожная отрасли. Автомобильная отрасль также подвергается давлению негативных тенденций рынка, однако это касается в большей степени лизинга большегрузных автомобилей, сегменты легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей чувствуют себя более стабильно", — утверждает господин Тимофеев.

По мнению Сергея Иванова, наиболее рискованными являются компании, затраты которых были привязаны к валюте, а выручка полностью формируется из доходов, номинированных в рублях. "При условии, конечно, отсутствия в компании эффективной политики хеджирования валютных рисков", — полагает он.

Сильное звено

А вот насчет тех сегментов, которые могут стать драйверами рынка, опрошенные BG специалисты уже не были столь единодушны.

По словам господина Пехтерева, локомотивом лизингового рынка долгое время был лизинг подвижных составов, последние годы — лизинг воздушных судов. "Полагаю, что сейчас может возникнуть благоприятная ситуация для развития лизинга в сфере энергетики, крупного производства, а также дорожного строительства", — считает он.

С точки зрения господина Тимофеева, локомотивом лизингового рынка должен стать операционный лизинг автотранспорта для физических лиц, который активно продвигает "Контрол Лизинг". "Перспективы у этого сегмента действительно "локомотивные", однако требуется значительное время и усилия игроков рынка для доведения объемов продаж данного продукта до значительных. Мы верим в перспективу данного продукта, однако де-факто "Контрол Лизинг" — единственная лизинговая компания в России, уделяющая развитию данного продукта серьезное внимание, и объемы наших продаж, хотя и растут от месяца к месяцу, пока не слишком заметны в общем объеме рынка автолизинга", — поясняет господин Тимофеев.

Как считает господин Иванов, лизинг легковых автомобилей продемонстрирует в целом положительную динамику, выступая главным источником поддержки лизинговой отрасли. "Кроме того "локомотивами роста" могут выступить лизинг оборудования для импортозамещающих отраслей и лизинг для физических лиц", — высказывается господин Иванов.

По словам господина Мясоедова, на фоне замедления темпов экономического роста грузовые и легковые автомобили ввиду высокой ликвидности могут стать в 2014-2015 годах драйверами рынка лизинга, как это произошло в посткризисные годы.

Кризисное влияние

По словам Дмитрия Тимофеева, условия кризиса одинаково влияют на коммерческий бизнес во все времена: слабые уходят с рынка, сильные остаются и становятся более эффективными. "Не вижу в этом процессе ничего ужасного, более того, мы не планируем снижения нашего объема продаж", — сообщил он.

Владимир Пехтерев подчеркивает, что российский бизнес интегрирован в мировой, поэтому макроэкономическая ситуация и введенные санкции во многом затронули нашу экономику, а значит, и лизинговый рынок. "Текущая рыночная неопределенность, в частности, снижающаяся платежеспособность заказчиков и рост цен на топливо, привели к спаду на рынке лизинга грузовой техники, легкого коммерческого транспорта и строительной техники. Также не стоит забывать о том, что в настоящий момент стоимость фондирования лизинговых сделок возросла, что сказалось на их маржинальности, поэтому конкуренция на рынке за качественных заемщиков будет расти", — констатирует господин Пехтерев.

Алексей Смирнов говорит, что прежде всего санкции повлияли на возможность привлечения внешних заимствований для российских банков. "Соответственно, банки вынуждены повышать ставки кредитования для своих клиентов, в числе которых и лизинговые компании, нуждающиеся в средствах для фондирования сделок. Стоимость банковских кредитов для лизинговых операторов растет. Отмечу также и влияние российских санкций в отношении Запада на отечественный рынок лизинга. Введенные ограничения на поставки в Россию продовольственных товаров и возможные ограничения широкого ассортимента непродовольственных товаров могут привести к той ситуации, когда целая группа клиентов российских лизинговых компаний — различных дистрибуторских и торговых структур — может просто уйти с рынка. Вместе с тем, в условиях импортозамещения и развития кооперации в рамках Таможенного союза, у автолизинговых операторов могут появиться новые клиенты — на смену западным дистрибуторам могут прийти компании из ближнего зарубежья. Нынешняя ситуация на рынке способствует усиленной работе лизинговых операторов над новыми стратегиями, поиску новых направлений развития бизнеса. Любой кризис — это не только сложности, но еще и возможность для того, чтобы найти те эффективные решения, которые способны принести результат и в период кризиса, и в период заместительного роста", — сохраняет позитив господин Смирнов.

Господин Мясоедов убежден, что сложная макроэкономическая ситуация действительно оказывает негативное влияние на лизинговый рынок в целом. "В основном это касается ужесточения условий при получении финансовых ресурсов со стороны банков для лизинговых компаний, а также увеличения стоимости этих ресурсов. Соответственно, лизинговые компании повышают цену и становятся более избирательными при предоставлении финансирования клиентам", — заключает он.

Требования к клиентам

Господин Пехтерев называет этот вопрос неоднозначным, так как многое зависит от предмета лизинга. "Если это недорогой, высоколиквидный автомобиль и клиент готов на значительный аванс, то требования к клиенту остаются минимальными, если же залогом выступает сложное специализированное оборудование на десятки или сотни миллионов рублей, то и требования к клиенту будут соответствующие", — поясняет он.

По словам господина Иванова, в настоящее время пересмотра программ в направлении ужесточения требований к клиентам не предвидится. "Мы работаем на конкурентном рынке, и наша задача состоит в смягчении условий и предоставлении наиболее качественных услуг клиентам, в первую очередь ориентируясь на их потребности", — говорит он.

Кирилл Мясоедов подтверждает, что требования к клиентам ужесточились в розничных лизинговых компаниях, у которых отсутствует прямое финансирование, соответственно, наблюдается рост ставок и усложнение процедуры получения кредитов, что приводит к снижению доступного финансирования как для компаний, так и для клиентов. "Наши требования к клиентам существенно не изменились", — уверяет господин Мясоедов.

Вся лента