Инвесторы в телекомуникационные проекты изучают вызовы времени
Круглый стол
Несмотря на то, что телекоммуникационная отрасль в период предыдущего экономического кризиса продолжала активно развиваться, в отличие от многих других направлений бизнеса, прогнозы на нынешнюю "эпоху санкций" уже не столь радужны, как можно было ожидать. Сейчас деньги у игроков телеком-рынка есть, но инвестировать их или придержать "на черный день", пока не ясно.
Об этом эксперты говорили на круглом столе "Инвестиции в телекоммуникационные проекты: вызовы времени, возможности и сдерживающие факторы", организованном ИД "Коммерсантъ" в рамках VII Петербургского международного инновационного форума.
При поддержке старшего брата
По мнению Максима Мейксина, председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, телеком — очень чувствительная к санкциям отрасль, которую высокий процент использования импортного оборудования делает чрезвычайно зависимой от зарубежных технологий, а следовательно — и от санкций. Это вынуждает правительство на всех уровнях задумываться о необходимости поддержки отрасли. Как отметил Максим Мейксин, "уже сформулированы и будут формироваться достаточно серьезные мероприятия, связанные с поддержкой импортозамещения в этой области".
Правда, даже у представителей правительства возникают вопросы по поводу качества российских аналогов, но возможность оказаться независимыми от поведения зарубежных партнеров должна нивелировать такие риски.
Помощь оказывается и самим производителям оборудования. Любой инновационный проект, который реализуется в Петербурге, поддерживается от стадии greenfield до ввода в эксплуатацию здания — это и инженерная подготовка территории, и помощь в присоединениях, и субсидирование процентных ставок по лизингу при приобретении оборудования, и подготовка кадров.
"Более того, в части инновационной деятельности мы поддерживаем подачу заявок на патенты, на представление и сертификацию по международным стандартом, чтобы продукция имела возможность продаваться на зарубежных рынках, — рассказывает Максим Мейксин. — Мы оказываем содействие в продвижении предприятий, компенсируя затраты на участие в международных выставках-ярмарках, и точно так же помогаем в продвижении продукции на внутреннем рынке, рынках стран СНГ через мероприятия, которые осуществляет Петербург в партнерстве с регионами и в рамках представительств РФ в других странах".
Закон есть закон
По логике правительства помогать телекомам становиться менее зависимыми от зарубежных партнеров должны и новые законы, которые уже приняты или планируются к принятию в ближайшее время. Так, благодаря законодательным нововведениям должен резко возрасти интерес к российскому рынку хранения данных. Евгений Леонов, юрист "Пепеляев Групп", напомнил, что теперь все организации, обрабатывающие персональные данные, обязаны делать это на территории РФ. Эту же цель преследует и "закон о блогерах": организаторы распространения информации в интернете должны хранить данные о приеме и передаче данных по сетям электросвязи на территории нашей страны в течение полугода по окончании каких-либо действий.
Правда, еще остается много вопросов по применению закона в частных случаях — например, даже юристам не ясно, как быть при трансграничной передаче данных, но выяснить это, скорее всего, можно будет только на опыте пионеров, которые при этом, естественно, поставят себя под удар.
На руку российским производителям телеком-оборудования должна сыграть еще одна законодательная инициатива: в середине лета в первом чтении был принят законопроект о совместном использовании радиочастотного спектра операторами связи. "С точки зрения вендоров, этот законопроект представляет определенный интерес, в особенности формулировка "совместное использование радиоэлектронного средства", — комментирует Евгений Леонов. — После вступления закона в силу операторы связи будут заинтересованы в приобретении такого оборудования".
Интерес к замене оборудования должно стимулировать и еще одно обсуждаемое в правительстве постановление, согласно которому организации, оказывающие услуги связи, должны будут произвести переоценку своих основных средств с истекшим сроком использования. В случае если планируется продолжить использование "устаревшего" оборудования, необходимо будет оценить его по рыночной стоимости. "Это, скорее всего, повлечет увеличение налога на имущество и будет косвенно способствовать тому, что компаниям будет более выгодно менять оборудование на новое", — считает Евгений Леонов.
Эксперты отмечают, что инициированные из лучших побуждений законы могут привести к обратному эффекту, так как не оказывают никакого влияния на качество сервисов для конечного потребителя, а лишь дают дополнительную нагрузку на операторов, которые эти услуги оказывают. "Да и в целом, качество нормотворчества и его непредсказуемость создают не самую лучшую атмосферу для инвесторов" — отмечает Филипп Дубовик, старший юрист Центра интеллектуальной собственности (СНГ) компании EY. Таким образом, все эти законопроекты — не драйвер роста, а некий сдерживающий фактор привлекательности инвестиций в телеком.
Но наиболее спорным, по мнению большинства экспертов, является законопроект о вводе десятипроцентного сбора с продаж программного обеспечения (ПО). Собранные за счет этого средства можно будет вложить в создание российского ПО для импортозамещения. Однако, по сути, этот сбор является налогом с продаж, и, по словам многих разработчиков ПО, может оказаться летальным для рынка, а термин "импортозамещение" можно будет расшифровывать как замену российского ПО зарубежным, а не наоборот.
Соль и гречка
Между тем телеком-рынок, не дожидаясь господдержки, уже отреагировал на изменившуюся ситуацию, правда, не совсем так, как хотелось бы российским производителям оборудования. Как рассказал Михаил Цыганков, директор по ключевым клиентам кластера космических технологий и телекоммуникаций "Сколково", в ожидании "голодных лет" российские компании решили инвестировать в оборудование, закупив его впрок, как в период кризиса запасаются крупами и солью. В результате продажи оборудования Cisco и Juniper Networks выросли в шесть раз, а российские производители почувствовали себя только хуже.
"Казалось бы, ситуация идет к тому, что у российских производителей телеком-оборудования появятся новые возможности для реализации своей продукции, на деле все пошло совсем не так, — комментирует Михаил Цыганков. — Локальные производители видят, что в краткосрочной перспективе рынок для них резко сузился".
Несмотря на это, локальные производители, по словам Михаила Цыганкова, не просят у правительства каких-либо преференций. Закручивать гайки никому не выгодно — это палка о двух концах, которая в конечном итоге может больно ударить по лбу именно российских игроков, а не их зарубежных коллег. Разумная конкуренция более приемлема для всех.
Родное незнакомое
Причину того, что оборудование локальных производителей не воспринимается игроками телеком-рынка как альтернатива импортному, Максим Мейксин видит в простом незнании всех существующих предложений. Он рассказал о том, что комитета по промышленной политике и инновациям столкнулся с этим трендом в ситуации с закупкой оборудования для обеспечения услуг цифрового телевидения: было приобретено импортное оборудование, так как специалисты просто не знали, что петербургская компания производит оборудование "гораздо лучшего качества".
Михаил Цыганков отметил, что на самом деле российских производителей телеком-оборудования достаточно много, в том числе и на Северо-Западе. Причем зачастую эти компании делают уникальные вещи, но продают их за рубежом, вынужденно мимикрируя под локальные компании.
Еще один сложный вопрос — локализация оборудования. Как показывает практика, большая часть оборудования, разработанного российскими компаниями, производится за границей. "У одного из наших партнеров центр разработки расположен в Рязани, там инженеры с нуля создают абонентское и канальное оборудование, — рассказывает Михаил Цыганков. — Однако, как оказалось, лишь 15% себестоимости оборудования приходится на Россию, так как производится оборудование в Китае, там же переупаковывается и расходится по заказчикам. Таким образом, инновационная компания, которая создает прибавочную стоимость на интеллектуальном продукте, оказывает минимум влияния на нашу экономику. Более того, если планомерно увеличивать уровень локализации затрат на производство, в течение пяти лет поэтапно можно дойти до 65-70% локализации, но это потолок".
Денис Кусков, генеральный директор ИАА Telecom Daily, заметил, что стопроцентной локализации достичь будет невозможно, ведь даже такая крупная компания, как Apple, производит гаджеты в Китае. Михаил Цыганков не согласился с этим. По его мнению, мы живем в эпоху очередной индустриальной революции: сейчас набирает обороты тренд по запуску автоматизированных производств, на которых не будет необходимости в дешевой рабочей силе. Мы, в свою очередь, также должны инвестировать в создание таких производств в России, как это делают сейчас китайцы.
Максим Мейксин поддержал идею по увеличению локализации производств: "Сейчас к нам пришло осознание того, о чем Александр III писал в завещании Николаю II: у России нет друзей. Даже если санкции отменят, мы уже знаем, что есть уязвимые места, которые надо закрывать. Совсем недавно была иллюзия, что у нашей страны есть друзья в СНГ, так что можно там производить оборонные комплектующие. В прошлом году, когда наш завод имени Климова спустя двадцать лет после развала Советского Союза восстановил компетенцию по производству двигателей для самолетов МИГ, многие спрашивали, зачем это нужно, ведь на Украине дешевле собирать. И действительно — только одно наше предприятие заказывало на Украине продукции более чем на 5 млрд рублей в год. А теперь возникли проблемы: оттуда ничего не поставляют. Если бы не было компетенции у петербургского завода, сейчас мы бы остались без самолетов. Так что обратный путь возможен, но ненадолго, все остальное будет постепенно локализовано здесь, в это направление надо инвестировать".
Взгляд за рубежи
Еще одним направлением для инвестиций, причем весьма перспективным, являются зарубежные операторы: российские телеком-компании готовы вкладывать в них. Так, Сергей Долгопольский, директор по зарубежным проектам холдинга GS Group, рассказал о создании спутникового ТВ-оператора в Народной Республике Бангладеш. В качестве примера успешной работы холдинга за рубежом, Сергей привел в пример проект One TV в Камбодже, который был запущен около двух лет назад и на данный момент уже демонстрирует определенные результаты. В Бангладеш GS Group планирует поставлять не только управленческую экспертизу и обеспечивать прямые инвестиции, но и поставлять абонентское оборудование, производимое в России, тем самым увеличивая приток средств в российскую экономику. Руководство GS Group с оптимизмом смотрит в будущее данного проекта.
Алексей Семенов, директор Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон", не так оптимистично настроен в отношении зарубежных инвестиций: "Действительно, мобильные операторы имеют десятилетний опыт работы за рубежом, причем он неоднозначен. Как показывает наша практика работы за рубежом, на старте все всегда идет очень гладко — и с местными партнерами, и с местными органами власти. Когда же компания набирает существенную абонентскую базу, получает возможность выплаты дивидендов, тогда начинаются сложности. Все мы были свидетелями того, как у одного из операторов "большой тройки" были проблемы с активами в СНГ, пришлось даже прекращать работу. Это те риски, которые несет любая компания, выходящая за пределы своего региона. Как правило, мы выходим на рынки не развитых стран, а развивающихся, где еще не всегда сформирована законодательная база, налоговая практика весьма спорна, часто весома коррупционная составляющая".
В результате "Мегафон" для себя принял решение концентрироваться на основном российском бизнесе. По мнению руководства компании, такое стратегическое решение было абсолютно правильным. "С одной стороны, даже на территории СНГ есть страны с достаточно большим населением, и те, кто там работает, вносят большой вклад в выручку группы в целом. Но, как это ни парадоксально, капитализация в этом случае оценивается инвесторами не так позитивно именно из-за высоких рисков", — подчеркивает Алексей Семенов.
Поколение Цезарей
У телекоммуникационных компаний есть и своего рода вынужденные инвестиции: чтобы соответствовать новым растущим потребностям абонентов, необходимы инновационные сервисы, на разработку которых необходимы существенные средства.
Как отметила Ольга Цюрюпа, заместитель руководителя корпоративного венчурного фонда GS Venture, к 2020 году вырастет "поколение С", для которого возможности коммуникации будут идти на первом месте, что, в свою очередь, должно отразиться на инвестиционной политике телекоммуникационных компаний. Люди будут общаться друг с другом посредством различных гаджетов, будут жить в "паутине" от 200 до 300 контактов, и им необходимы будут каналы для общения друг с другом. Кроме того, около 70% всех абонентов телевидения, подобно Юлию Цезарю, хотят делать сразу несколько дел: параллельно смотреть телевизор, проверять почту, общаться в соцсетях. Операторы будут вынуждены инвестировать в развитие этих направлений, если хотят оставаться конкурентоспособными.
Также потенциально интересными для инвестиций являются разработки в области носимых устройств. По мнению аналитиков, через десять лет у каждого из нас на теле будет размещено около десяти устройств, датчиков, которые будут показывать кардиограмму, состояние здоровья, сколько мы съели, пробежали или прошли. Наиболее сильные мировые телекомы уже активно развивают это направление. Сам GS Venture планирует инвестировать 1,5 млрд рублей до 2015 года в спутниковые технологии, интернет-ТВ, игры, ТВ-контент.
Елизавета Капралова, директор по связям с общественностью "Триколор ТВ", убеждена, что сейчас, когда период экстенсивного роста и быстрого набора абонентской базы операторами уже практически пройден, нужно больше внимания уделять увеличению ARPU и монетизации абонентской базы. К примеру, "Триколор ТВ", чтобы вернуть в сеть тех, кто по каким-то причинам перестал пользоваться услугами оператора, запустил программу для обмена оборудования, предоставляя возможность смотреть ТВ в HD-качестве. Кроме того, работа идет в направлении персонализации сервисов, так как молодежь хочет формировать свою программу телесмотрения, а не довольствоваться тем, что есть.
О необходимости индивидуализации и персонализации сервисов говорил и Андрей Балаценко, вице-президент — директор МРФ "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком": "Мы как оператор не фокусируем внимания на какой-то отдельной технологии или услуге, а думаем о том, что для клиента важнее получать один и тот же сервис всегда и везде. Все гаджеты должны предоставлять одни и те же услуги — голос, видео и данные. Все в одном — это наша основная "фишка", которую мы реализуем, не зацикливаясь на технологии и услугах".
"ARPU не то что не растет — падает, — утверждает Сергей Гусев, генеральный директор InterZet, "Дом.Ру". — В Петербурге телеком-рынок убит взаимным демпингом. Именно поэтому мы приняли решение не инвестировать в развитие собственных сетей, а приобрести InterZet и сохранить уникальный потенциал этой компании, привнеся те бонусы и компетенции, которые есть у компании "Дом.Ру" в b2b и b2g-рынках".
Потенциал в гонке за удержание и лояльность клиентов Сергей Гусев видит только в снижении издержек на поддержание и развитие инфраструктуры за счет партнерств с другими игроками рынка, а высвобожденные средства инвестировать в разработку инновационных сервисов.
Сергей Орлов, заместитель генерального директора ООО "Крипто", рассказал о возможностях системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Это запатентованное решение в области получения, приема, доводки и передачи тех или иных сообщений до населения, в том числе — посредством цифрового телевидения, что особенно актуально после запуска первого мультиплекса. Инновационное решение позволяет за доли секунд оповестить как "поколение С", так и бабушек, которые живут в деревнях, где связи нет, обеспечив тем самым стопроцентный охват населения.
Стабильная нестабильность
К сожалению, при всем богатстве вариантов для инвестиций в телекоме наличие ряда факторов оказывает негативное или как минимум сдерживающее влияние на рынок. Самым важным из них, пожалуй, можно считать отсутствие стабильности. Неслучайно многие производители оборудования опасаются, что обещанная в связи с введением санкций поддержка может быстро сойти на нет в случае отмены санкций. Именно отсутствием завершения начатых проектов отличается российское правительство.
"Инвестиции — это не затраты, обязательно должен быть возврат вложенных средств, подчеркивает Дмитрий Трутнев, заместитель директора Центра технологий электронного правительства, Университет ИТМО. — Чтобы быть уверенным, что возврат будет, нужна стабильность, а ее нет. Возьмем, к примеру, наше законодательство, связанное с "электронным правительством". Каждая из этих программ, которая запускалась в течение последних лет, была рассчитана на пять-шесть лет, однако через год заменялась на новую, которая не являлась продолжением предыдущей. В таких условиях заинтересовать инвесторов не представляется возможным, и госпроекты, в других странах поддерживаемые сторонними инвесторами, в России оказываются им неинтересными".
Однако, как отмечает Филипп Дубовик, от инвестиций в инновации никуда не деться — это неизбежная основа успешной конкуренции в современном мире. "Мы видим на опыте нашей работы, как меняются крупные мировые игроки в поисках решений как эффективнее организовать процесс постоянных инноваций. Российские компании тоже прекрасно осознают их важность. И в этом плане и венчурный фонд GS Group, и инновационный центр "Ростелекома" показательно отражают эту тенденцию", — уверен эксперт.