Генпрокуратура критикует камеры на дорогах

В надзорном ведомстве считают, что их устанавливают не для борьбы с авариями, а для пополнения бюджетов

Генпрокуратура выступила с резкой критикой в адрес систем автоматической фиксации нарушений ПДД. С помощью штрафов, выписываемых камерами, региональные власти фактически затыкают дыры в бюджетах. Нарушения при эксплуатации комплексов, выявленные в Краснодарском крае, Архангельской области, Бурятии и других регионах, свидетельствуют том, что необходимо разработать единые правила использования камер.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ситуацию с работой систем фотовидеофиксации прокомментировал в интервью «РИА Новости» замначальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генпрокуратуры Александр Русецкий. По его словам, проблемы с эксплуатацией камер возникают «из-за ненадлежащего осуществления со стороны МВД функций по нормативно-правовому регулированию, отсутствием ведомственного контроля за работой органов ГИБДД». В связи с этим надзорное ведомство уже направило представление в МВД.

«Зачастую применение средств автоматической фиксации нацелено не на предупреждение и пресечение нарушений ПДД, а на пополнение региональных бюджетов,— заявил господин Русецкий.— Об этом свидетельствуют вскрытые прокурорами факты установки технических средств без учета состояния аварийности, несоответствия параметров работы комплексов установленному скоростному режиму на конкретных участках дорог, отсутствия знаков, предупреждающих водителей об использовании средств видеофиксации». Год назад об этой проблеме говорила и Общественная палата РФ.

С момента внедрения первых комплексов фиксации нарушений в 2008 году разгорелось несколько скандалов. В 2011 году ГИБДД пришлось отключить одну из камер в Химках, поскольку она фиксировала скорость со значительным искажением: в один из дней аппаратура показала, что пенсионер двигался на своем ВАЗ-2101 со скоростью 211 км/ч. В 2012 году депутаты Госдумы пожаловались в мэрию и Минпромторг на комплексы «Стрелка», которые якобы некорректно определяют нарушителей скорости. В 2014 году в Краснодарском крае камеры выписывали водителям «письма счастья» за нарушения, которые в действительности не совершались, в результате было возбуждено уголовное дело по ст. «Халатность». Власти Воронежской и Тамбовской областей, используя снимки с камер, пытались штрафовать водителей за непристегнутый ремень и езду без ближнего света фар, однако ГИБДД РФ это делать запретила.

По словам Александра Русецкого, после скандала в Краснодарском крае Генпрокуратура провела проверку по всей стране. Выяснилось, к примеру, что в Воронежской области коммерческие фирмы были наделены полномочиями оценивать качество фотографий и отбраковывать по своему усмотрению снимки, при этом формируя постановления (ГИБДД эту работу не контролировала). «В результате ряд нарушителей был освобожден от наказания»,— говорят в Генпрокуратуре.

В некоторых регионах сложилась обратная ситуация: дорогостоящие комплексы, купленные за счет бюджета, просто не использовались (например, в Архангельской области и Краснодарском крае). В Бурятии в связи с отсутствием в базе данных необходимых сведений об автомобилях водители избегали ответственности за нарушения, совершенные неоднократно. Еще одна проблема, говорят в Генпрокуратуре, это процедура обжалования полученных постановлений: сроки рассмотрения часто нарушаются, допускаются необоснованные отказы и другие нарушения.

Для решения проблемы в Генпрокуратуре призывают разработать единые правила работы и эксплуатации комплексов. «Отсутствие единой политики и нормативно-правовой базы, необходимой для работы центров фиксации, привело к тому, что их работа в различных субъектах страны строится по-разному и не всегда при этом выполняются требования федерального законодательства»,— пояснил Александр Русецкий.

«Все эти факты и нарушения давно известны общественности, а Генпрокуратура просто назвала вещи своими именами,— заявил “Ъ” координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Камеры ставят не там, где существуют очаги аварийности, а там, где можно заработать денег. Очень наглядная в этом плане история с запрещающими парковку знаками, которые ставят по всей Москве, а потом пускают “парконы”. Для муниципальных властей установка комплексов стала выгодным бизнесом, позволяющим затыкать дыры в бюджетах: штрафы легко выписать и тяжело обжаловать». Правозащитник подчеркнул, что основную претензию Генпрокуратура предъявляет именно региональным властям, за чей счет обычно и устанавливают камеры: ГИБДД лишь согласует эти места.

Иван Буранов


Какие правила чаще всего нарушают водители

Впервые за последние годы количество нарушителей ПДД резко снизилось — на треть. Это следует из официальной статистики ГИБДД за шесть месяцев 2014 года, оказавшейся в распоряжении "Ъ". Число штрафов, выписанных на основании видеофиксации, напротив, на треть выросло. Эксперты связывают тенденции с усилением контроля за движением. Читайте подробнее

Вся лента