Нулевая ставка

подряды

"Ямал СПГ" становится порталом перекачки значительных средств зарубежным подрядчикам, компетентность которых порой вызывает сомнение.

Пока азиатские подрядчики на деньги "Ямал СПГ" осваивают новые технологии, огромный цех завода "Звезда" простаивает

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Китайское счастье

До завершения проекта "Ямал СПГ" еще далеко, но НОВАТЭК уже приступил к подготовке строительства новых заводов по сжижению природного газа — на Гыданском полуострове. Российские машиностроители рассчитывали, что хотя бы в новых проектах НОВАТЭКа они сумеют получить крупные заказы на поставку оборудования. Увы. Бенефициарами "Ямал СПГ" оказались преимущественно иностранные подрядчики.

На машиностроительных предприятиях Китая и ряда других азиатских стран наблюдается небывалое оживление: после того как Запад ввел санкции на поставку оборудования для российского нефтегазового комплекса, местные производители рассчитывают существенно расширить экспорт своей продукции в северном направлении. Масштабы полученных и потенциальных заказов столь велики, что местные специалисты пытаются понять, сумеют ли они с ними справиться.

В конце сентября в Циндао, провинция Шаньдун, прошла конференция, в ходе которой подрядчики обсуждали, как им выполнить российский заказ на изготовление оборудования для ямальского завода СПГ и при этом минимизировать сопутствующие риски. Конференция прошла при поддержке China Offshore Oil Engineering Co. (COOEC), получившей в июле заказ от ОАО "Ямал СПГ" на изготовление 36 модулей для переработки газа стоимостью $1,643 млрд. В выполнении заказа примут участие шесть смежных китайских предприятий.

Повод для беспокойства у китайцев есть: как указано в заявлении членов совета директоров COOEC от 3 июля, полученный от "Ямал СПГ" заказ — крупнейший в истории китайской компании, при этом "в рамках проекта впервые в Китае будут изготовлены модули для ключевого процесса сжижения газа". Члены совета директоров отмечают, что "выполнение контракта... позволит компании глубже понять и познакомиться с международными стандартами и эффективно развивать свою международную конкурентоспособность".

Из этого текста следует, что опыта выполнения подобных заказов, равно как и знакомства с международными стандартами в этой сфере, у COOEC пока не так много, как хотелось бы. Иными словами, "Ямал СПГ" потратит немалые деньги на то, чтобы китайские подрядчики смогли освоить новые для себя технологии и выйти на международный рынок. Конечно, о возможности кооперации с российскими компаниями в документе ничего не сказано. Хотя можно было бы этого ожидать, поскольку деньги на оплату заказа поступят, по крайней мере частично, из российского бюджета.

Несмотря на предоставление крупных заказов китайским предприятиям, а также подписание соглашений о поставке значительной доли СПГ китайским партнерам (не мене 27%), "Ямал СПГ" пока не смог получить кредиты у китайских банков. Хотя в мае Геннадий Тимченко, один из крупнейших акционеров НОВАТЭКа, публично заявлял, что основное финансирование для проекта поступит из Китая, причем первый транш придет, скорее всего, уже в четвертом квартале текущего года.

Деньги пока не выделены, зато в середине октября Минэкономики признало проект "Ямал СПГ" стратегически важным для России, что позволило его акционерам, в число которых входят НОВАТЭК (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%), претендовать на получение средств из Фонда национального благосостояния России (ФНБ). После этого сообщения заявка НОВАТЭКа на получение денег от государства выросла до 150 млрд руб., хотя еще в сентябре обсуждалась более скромная сумма — 100 млрд руб.

Щедрым российским заказам радуются и в других азиатских странах. В октябре о получении крупного подряда на поставку технологических модулей для "Ямал СПГ" известила филиппинская The Atlantic Gulf & Pacific Company (AG&P). О стоимости заказа не сообщается, но, как указано в официальном сообщении, "AG&P предполагает создать тысячи рабочих мест для обслуживания проекта "Ямал СПГ", что даст значительную выгоду местной экономике". Из чего можно сделать вывод, что и в этом случае объем заказов весьма впечатляющий.

Первый заказ на поставку криогенных теплообменников, ключевого оборудования для завода СПГ, в январе получила от "Ямал СПГ" американская Air Products & Chemicals. Разработанная ею технология сжижения C3MR является наиболее востребованной в мире. Американцы продолжают выполнение контракта, но после того как НОВАТЭК подпал под американские санкции делают настораживающие заявления. "Мы продолжим выполнять наши контрактные обязательства до тех пор, пока не поймем, что начали конфликтовать с требованиями законодательства",— сообщила компания в июле.

Намерение акционеров "Ямал СПГ" подстраховаться за счет подключения к выполнению заказов азиатских партнеров вполне понятно. Вопрос лишь в том, насколько надежны эти технологии и смогут ли российские компании поучаствовать в их освоении. Пока встречного движения не заметно. "Китайские компании намерены увеличить свое участие в проекте "Ямал СПГ" за счет использования имеющихся у них собственных технологий для сжижения природного газа",— заявил в ходе прошедшего в сентябре инвестиционного форума в Сочи заместитель главы Национальной энергетической администрации КНР Чжан Юцинь. Он отметил, что Китай активно вкладывал деньги в развитие технологий производства СПГ в течение последних четырех-пяти лет.

Ближе к телу

За последние два года ключевые подряды в рамках "Ямал СПГ" на многие миллиарды долларов получили крупнейшие западные фирмы, в том числе из США (General Electric, Air Products), Франции (Technip, Vinci), Германии (Siemens, BASF), Японии (JGC, Yokogawa Electric), Кореи (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), Китая (COOEC), с Филиппин (AG&P). Акционеры "Ямал СПГ" уполномочили заниматься распределением заказов и подписанием контрактов на поставку оборудования Yamgaz SNC, консорциум французской Technip и японской JGC, которые, конечно, выбирают поставщиков из числа хорошо им известных.

К крупным российским бенефициарам проекта можно отнести лишь буровую компанию "Интегра", которая выполняет строительство скважин на Южно-Тамбейском месторождении, и "Уралмаш", производящий буровые установки для этой цели.

Но основную-то долю текущих затрат составляет финансирование продукции с длительным сроком изготовления, то есть инвестиции в поставку оборудования для завода СПГ, возведение хранилищ газа, строительство газовозов и т. д.

Еще несколько подрядов получили российские строительные компании, но не от ОАО "Ямал СПГ", а от государства, которое за счет бюджета активно помогает частным акционерам реализовать проект. Источник в одной из известных отечественных машиностроительных компаний сообщил: "Попытки принять участие в тендерах на поставку металлоконструкций для "Ямал СПГ" оказались безуспешными: нас даже не допустили до конкурса".

Судя по всему, неудачей закончилась и попытка склонить акционеров "Ямал СПГ" к подключению отечественных судостроителей к изготовлению 16 газовозов, необходимых для перевозки ямальского СПГ. В июне Владимир Путин в ходе заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭКа и экологической безопасности, прошедшего в Астрахани, прямо обратился к главе НОВАТЭКа Леониду Михельсону и попросил его "ориентироваться на российского производителя" при строительстве газовозов.

Игорь Сечин, глава "Роснефти" и председатель совета директоров Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, выступая на том же заседании, заявил: "$10 млрд, размещенных напрямую в Южной Корее, делают практически нереализуемым наращивание гражданского заказа на верфях на Дальнем Востоке и получение дополнительной компетенции для этого центра... Надеемся, что нам удастся убедить и НОВАТЭК, и "Газпром" в том, чтобы эта работа проводилась через ДЦСС".

Не удалось. В марте корейская DSME получила заказ от "Совкомфлота" на изготовление первого газовоза стоимостью $317 млн. В июле канадская Teekay заказала DSME шесть газовозов для "Ямал СПГ", а японская Mitsui — еще три. Ни один из контрактов не предусматривает вовлечения российских предприятий. О самой такой возможности корейские источники говорят как о факторе риска в выполнении контракта, который уже привел к задержкам в его реализации (все контракты на строительство газовозов по графику должны были заключить в апреле).

На заседании во Владивостоке, прошедшем 13 ноября, Владимир Путин, по словам министра промышленности Дениса Мантурова, подверг критике ситуацию вокруг ДЦСС, указав, что у предприятия до сих пор не сформирован пакет заказов до 2018 года по гражданским проектам. Планы по строительству газовозов и танкеров "отошли на второй план", что в немалой степени связано с ориентацией проекта "Ямал СПГ" на производство газовозов в Корее. DSME остается за пределами проекта ввиду отсутствия гарантий загруженности строящейся верфи, а следовательно, и на передачу технологий рассчитывать пока не приходится.

В рамках проекта "Ямал СПГ" уже проведены колоссальные по объему и сложности работы, многое предстоит сделать впервые в России, а с учетом экстремальных условий, в которых будут функционировать завод СПГ и сопутствующая транспортная инфраструктура,— и в мире. Проект принципиально важен для российской газовой отрасли, так как считается, что он позволит приобрести необходимый опыт возведения мощностей по сжижению газа, организации логистики, маркетинга СПГ на внешних рынках. Но пока кредиты, привлеченные акционерами (которые придется возмещать за счет продажи российского газа), а также деньги из Фонда национального благосостояния (не менее 18% общей стоимости проекта) будут тратиться на иностранных подрядчиков, причем не все из них обладают наиболее надежными и проверенными в мировой практике технологиями.

Льготы на здравый смысл

"Ямал СПГ", мягко говоря, не самый прибыльный проект для российского бюджета. Чтобы сделать его рентабельным, государство идет на беспрецедентные затраты из бюджета, финансируя строительство порта Сабетта, аэропорта, гавани и других элементов инфраструктуры. В основном для обслуживания этого проекта будут построены два атомных ледокола серии ЛК-60 стоимостью более $1 млрд, первый из которых уже заложен на Балтийском заводе.

Исследователи норвежского аналитического центра Sigra Group, представившие в июне в Москве свое исследование проекта, поставили под вопрос его экономическую целесообразность. Проекту предоставлены все возможные налоговые льготы, включая освобождение от экспортной пошлины, НДПИ (причем не только газа, но и конденсата), налога на имущество, частично налога на прибыль.

В результате доля государства в чистом денежном потоке "Ямал СПГ" составит лишь 24%, а чистая дисконтированная стоимость налоговых поступлений — $4,35 млрд, что не покрывает $5,75 млрд, которые будут потрачены государством на строительство инфраструктуры. Иными словами, если эти подсчеты верны, то за счет средств российских налогоплательщиков частные акционеры проекта будут освобождены от затрат в объеме $1,4 млрд, что позволит им сделать проект рентабельным и извлечь из него прибыль. Не говоря уже о том, что они получили в свое распоряжение колоссальные запасы газа, от которых бюджету не будет никакой отдачи.

На горизонте СРП

То, что арктические проекты не сулят крупной прибыли, давно известно. Но они должны, как минимум, приводить к получению российскими предприятиями новых компетенций, повышению их международной конкурентоспособности. Только в этом случае Россия с течением лет сумеет развить собственное производство оборудования для нефтегазодобычи, как это удалось сделать Норвегии, и начать извлекать выгоду от освоения Арктики.

Об этом прямо говорят и директивные документы. В соответствии со "Стратегией развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года", подписанной Владимиром Путиным в феврале 2013 года, осуществление шельфовых проектов должно стать катализатором развития промышленности и социальной сферы в северных регионах страны.

Остается надеяться, что при реализации проектов на Гыданском полуострове НОВАТЭК учтет уроки "Ямал СПГ" и предусмотрит возможности для участия российских предприятий. В противном случае более эффективной выглядит схема разработки месторождений на условиях раздела продукции, где принято прописывать минимальную налоговую долю государства и минимальную долю распределения подрядов в пользу национальных компаний.

Юрий Когтев, RusEnergy

Вся лента