Единый исторический стандарт распространят на вузы
Дмитрий Ливанов предложил перенести опыт средней школы в высшую
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил вчера, что необходимо "обеспечить единство подходов к преподаванию истории и на уровне высшего образования". Ранее возможность переноса опыта средней школы на высшую обсуждалась только на экспертном уровне.
Заявление о "единстве подходов" Дмитрий Ливанов сделал на всероссийской конференции, которую проводили в Москве Российское историческое общество (РИО) и Институт всеобщей истории РАН. "Хотя учебников пока нет, но с этого учебного года новая концепция в полной степени применяется для преподавания в средней школе",— сообщил вчера министр. Теперь, по его словам, "крайне важно аналогичную работу провести в том, что касается преподавания истории и в высшей школе": "Важно обеспечить единство подходов к преподаванию истории и на уровне высшего образования. Это одна из актуальных задач".
Хотя "единый подход к историческому образованию" в высшей школе обсуждался и раньше, в том числе и при подготовке единого исторического стандарта, на правительственном уровне такое предложение прозвучало впервые. Сегодня этот вопрос будет обсуждаться на специальной секции.
А вчера участники конференции — преподаватели истории сошлись во мнении, что, как и по каким учебникам обучать среднюю школу, выяснится не раньше, чем через пару лет, хотя учебники "новой концепции" появятся уже в будущем учебном году. Все издательства, выпускающие учебную литературу, уже озадачили своих авторов подготовкой обновленных версий учебников. Экспертизу новых учебников Министерство образования и науки начнет в январе 2015 года, чтобы закончить к апрелю. И тогда концептуально обновленные учебники школы получат к 1 сентября.
Судя по вчерашней дискуссии, главные споры начнутся после того, как педагоги их увидят. Утвержденный президентом стандарт — это "основы концептуального подхода, а собственно концепцию еще предстоит вырабатывать", заявил проректор по учебной работе РГГУ Александр Безбородов. По его мнению, самым сложным периодом для педагогов может оказаться "история современности", потому что "рождение новой России произошло одновременно с развалом СССР". Член Академии педагогических наук Александр Данилов уверен, что сегодня "абсолютно ясно, что не может быть реализована концепция единственного учебника истории в стране, невзирая на попытки закрепить это законодательно". Он напомнил, что в сентябре 2015 года пойдет "апробация новых учебников", а по окончании учебного года от авторов учебников потребуется "работа над ошибками".
Учебник не может "быть единственным источником информации", уверен профессор Ярославского педагогического университета Андрей Соколов. В современных условиях, "когда представление о прошлом часто является предметом манипулирования", учебник следует писать по методе: "параграф — ролевая игра; параграф — дебаты; параграф — проектное задание". Ученик должен "поставить себя на место тех людей", о которых идет речь в учебнике, чтобы "понимать их устремления, мотивы, страхи". И тогда, по мнению господина Соколова, "детишки смогут понять суть поступков взрослых". Впрочем, профессор оговорился, что о таком учебнике он лишь мечтает.
"Все предложения, которые высказаны на конференции, будут переданы в Министерство образования",— сообщил "Ъ" сопредседатель РИО, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, полагая, что их учтут те, кто займется экспертизой новых учебников. Он также напомнил, что свои заключения, помимо экспертного совета Минобрнауки, на каждый учебник должны предоставить РИО и Российская академия образования, а также Общественная экспертиза. Если учебник получит отрицательный отзыв хотя бы одной из этих инстанций, "в школы он не поступит", подчеркнул господин Чубарьян.