Год на размышление
Вопрос переименования должности президента Татарстана могут отсрочить
Руководителю Татарстана Рустаму Минниханову могут разрешить еще год именоваться президентом республики. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы от «Единой России», предложив продлить Татарстану крайний срок приведения своей конституции в соответствие с федеральным законодательством до 2016 года. Эксперты полагают, что такая отсрочка связана с предстоящими в следующем году выборами главы республики.
Законопроект, который разрешает Рустаму Минниханову еще год именоваться президентом, внесли в Госдуму единороссы — глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и член этого комитета Владимир Поневежский. Проект предусматривает изменения в закон, согласно которому к началу 2015 года регионы должны исключить из названия высшего должностного лица субъекта РФ слова, составляющие «наименование должности главы государства — президента Российской Федерации». Инициатива единороссов предусматривает, что для регионов, которые заключили с федеральным центром договор о разграничении предметов ведения и полномочий, устанавливается дополнительный срок — до 1 января 2016 года.
Напомним, Татарстан остался единственной в России республикой, чей руководитель именуется президентом. Переименование идет с 2010 года, когда от названия «президент» отказался глава Чечни Рамзан Кадыров. Позднее эту инициативу закрепили законодательно. В начале этого года были переименованы президенты Башкирии (новые правила вступают в силу с 2015 года) и Якутии. На национальных языках их должности стали звучать «башлыгы» (которое с башкирского переводится не только как глава, но и «детский капюшон») и «ил дархан» («народный правитель»).
Договор о разграничении полномочий с федеральным центром есть только у Татарстана. Он утвержден как федеральный закон в 2007 году сроком на десять лет и предусматривает совместное решение ряда вопросов (в нем оговорено право республики на особое оформление паспортов, указывается, что кандидаты на должность ее высшего должностного лица должны владеть обоими государственными языками республики: русским и татарским и т.д.). Принятый документ второй по счету в российской истории — первый был заключен с Татарстаном в 1994 году.
Именно Татарстан наиболее активно выступал против переименования должности президента (хотя избранные от республики депутаты голосовали за этот запрет). Первый руководитель Татарстана Минтимер Шаймиев заявлял, что по этому вопросу необходимо «провести референдум и подчиниться воле населения». Он указывал, что «название руководителя — надуманная проблема», и предлагал республике обратиться в Конституционный суд, считая требования федерального центра, противоречащими основному закону страны. Он выражал уверенность, что республиканский «парламент просто не проголосует за изменение наименования». В самом Госсовете была создана рабочая группа по внесению изменений в конституцию Татарстана (см. „Ъ“ от 25 октября 2013 года и 27 июня 2014 года). Однако спикер парламента Фарид Мухаметшин неоднократно заявлял „Ъ“, что окончательное решение будет принято «после консультаций» с Москвой. Ожидалось, что изменения в конституцию внесут осенью после избрания нового депутатского корпуса, но на первых двух сессиях Госсовета этот вопрос не поднимался.
В аппарате президента Татарстана инициативу депутатов Госдумы оставили без комментариев. Пресс-секретарь Рустама Минниханова Андрей Кузьмин заявил „Ъ“, что если «комментарии будут, мы об этом сообщим».
Эксперты не сомневаются, что Татарстан воспользуется отсрочкой, если она будет принята. «Мне изначально не был понятен смысл этой инициативы (переименования должностей глав субъектов — „Ъ“)», — говорит глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, который указывает, что такая инициатива «создавала нервное напряжение» в отношении с регионами, но не давала федеральному центру «ничего взамен». Он полагает, что перенос сроков для Татарстана связан с предстоящими в 2015 году выборами главы республики, и отмечает «возросшую роль» региона, «особенно в контексте крымско-татарского вопроса». С тем, что законопроект единороссов вносится под выборы, соглашается и политолог Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев: «Это нужно для того, чтобы спокойно провести выборы именно как „выборы президента“, а затем уже переименовать его в главу». Впрочем, подобную отсрочку господин Сергеев называет «странной», считая, что «лучше сразу рубить кошке хвост, чем по частям».
Михаил Виноградов и Сергей Сергеев полагают, что в случае принятия законопроекта у Татарстана возрастают шансы сохранить президентство в принципе. Однако академик Российской академии политических наук Владимир Беляев с ними не соглашается. Он считает, что республика в течение года сможет «сторговаться» с федеральным центром и добиться взамен «субсидий или списания долга», но «больше точно ничего продлеваться не будет».