Утомленные "Хоббитом"
Почему Питер Джексон больше не хочет снимать кино про Средиземье
В прокат выходит последний фильм Питера Джексона про Средиземье — "Хоббит. Битва Пяти воинств". Режиссер утверждает, что после шестой картины о мире, придуманном профессором английской филологии Дж. Р. Р. Толкином, он, Джексон, туда больше не собирается.
Как сообщалось ранее, третьей части "Хоббита" изначально не планировалось. Концепция, разработанная Питером Джексоном в соавторстве с Гильермо дель Торо, предполагала производство двух картин, причем вторая должна была иметь подзаголовок, совпадающий с книжным: "Туда и обратно". Но в итоге все пришло к тому, что на свет появился дополнительный фильм (к слову, самый короткий из всех средиземских, если верить слухам), фокус в котором сместился с хоббита Бильбо Бэггинса на большую битву светлых и темных сил; параллельно поменялось название. В литературном первоисточнике сражение присутствует, но в очень умеренном объеме — все-таки это была книга больше для детей. Фильм же ориентирован на аудиторию "12+", поэтому финальной битве отведено 45 минут экранного времени, а также значительные ресурсы съемочной группы и студий постпродакшен. Характерно, что Джексон не стал пороть отсебятину (эльфийская воительница Тауриэль не в счет), а налег на многочисленные "Приложения" к роману "Властелин Колец" — в них Толкин углубляется в детали битвы, которые по редакторским причинам не были прояснены в "Хоббите", но впоследствии серьезно повлияли на судьбу Средиземья.
На создание фильма ушло $250 млн — больше, чем на "Аватар", стоивший в 2009-м $237 млн (впрочем, если пересчитать сумму с учетом инфляции, получится уже $261 млн). При этом на раскрутку тратится заметно меньше денег. Любому понятно, что зритель на картину придет, ему просто деваться некуда: две части уже посмотрены, совокупная касса в размере $1,975 млрд отдана создателям, теперь остается только биться до победного. Киноблогеры уже принимают ставки, дотянут ли сборы "Битвы Пяти воинств" до миллиарда. А также получит ли "Хоббит" "Оскара", ведь Джексон снова сдает работу аккурат в декабре, который называют лучшим месяцем для премий.
Кстати, если бы существовал "Оскар" за лучший актерский ансамбль, свежий релиз точно на него номинировался бы — как и в прошлых толкиновских постановках, подбор артистов у Джексона выше всяких похвал. Некоторые, правда, активно пользовались "магией кино", чтобы появиться в фильме — либо провели на площадке всего восемь дней за все шесть частей (как Кейт Бланшетт), либо вовсе не летали в Новую Зеландию (как киноветераны Йан Холм и Кристофер Ли, которым такие путешествия уже противопоказаны в связи с преклонным возрастом). Но остальные отработали на сто процентов, а исполнитель роли Бильбо английский актер Мартин Фриман так и вовсе удостоился от фанатов звания "Лучший хоббит среди людей". Для него трилогия Джексона — самый масштабный проект из всех, где он когда-либо участвовал, а также безоговорочно самый кассовый. Собственно, до "Хоббита" Фриман не сказать чтобы очень часто появлялся в заметных киноролях, и еще реже фильмы с его участием становились успешными — достаточно взглянуть на его личный рейтинг лучших по кассе работ. Только предварительно уберем оттуда оба предыдущих фильма Питера Джексона — для наглядности.
Замыкает топ-5 актера комедия "Лучшее Рождество!" англичанки Дебби Изитт. Несмотря на праздничную тематику картина получилась неплохой. По крайней мере, в 2009 году постановка стоимостью £2 млн смогла заработать у себя дома £5,1 млн, показав при этом бодрящий коэффициент кассового успеха (ККУ) 2,55.
Этажом выше находится работа весьма почитаемого английского режиссера Эдгара Райта, который регулярно работает с популярным английским комиком Саймоном Пеггом,— "Армагеддец", вышедшая в прошлом году. К тому времени Фриман уже располагал статусом мировой знаменитости, но главной роли от Пегга не дождался, тот забрал ее себе. Картина не стала культовой или мегапопулярной, как некоторые предыдущие фильмы режиссера, но получила приз как лучший британский фильм от журнала Empire в марте 2014-го, номинировалась как лучшая комедия на премию Critics' Choice Movie Awards (проиграла "Афере по-американски") и заработала $46 млн, что при бюджете $20 млн дает ККУ 2,3.
Режиссер Эдгар Райт встречается и на третьем месте рейтинга: Мартин Фриман сыграл роль второго плана в картине "Типа крутые легавые" 2007 года. Она обласкана критиками и почитаема фанатами — некоторые даже считают, что новичкам погружаться в творчество Райта-Пегга стоит именно с этого фильма, а не с "Зомби по имени Шон", что довольно спорно. Так или иначе, финансовые успехи "Типа крутых легавых" сомнению не подлежат: постановка, которую режиссер сумел реализовать за жалкие $12 млн, заработала $80,7 млн, так что ККУ у нее лучший в пятерке: 6,72 пункта.
Один из немногих фильмов с главной ролью Мартина Фримана дохоббитовского периода, "Путеводитель для автостопа по Галактике" Гарта Дженнингса, занимает почетное второе место. У экранизации культового романа Дугласа Адамса, возможно, не настолько крутой статус, как у книги, но никто из создателей фильма не жалеет об участии в проекте. Правда, владеющая правами на роман Disney осталась не очень довольна кассовыми достижениями: картина обошлась в $50 млн (и вероятно, не меньше было вложено в рекламу), а собрать удалось только $104,4 млн (ККУ 2,08). Для Фримана в 2005 году это был отличный результат, но руководство студии сочло, что сборов недостаточно, и похоронило идею сиквела.
Возглавляет топ-5 актера полнометражный мультфильм Питера Лорда "Пираты! Банда неудачников". В нем голосом Мартина Фримана говорит Старпом (в отечественном варианте Фримана дублировал Василий Зотов). Совместное британо-американское производство, в котором участвовала Sony Pictures Animation, потянуло на $55 млн, мультфильм, весело проехавшись по миру, собрал кассу в размере $123 млн; ККУ — 2,23. В дополнение к приятным цифрам проект получил изрядное количество номинаций, в том числе на "Оскара" (лучшая полнометражная анимация), но ни одной премии так и не удостоился.