Покупай или проиграешь

Кирилл Журенков — о том, как россияне пытаются сохранить накопленное путем активных трат

Главный парадокс последних дней: на волне наступающих экономических трудностей россияне не копят, а, наоборот, тратят деньги. Пир во время чумы или продуманная стратегия?

Тележки в магазинах россияне пока не переворачивают, но об очередях уже сообщается, причем даже в бутиках

Фото: REUTERS / VOSTOCK-PHOTO

Материалы подготовил Кирилл Журенков

Свежие новости с экономического фронта не оставляют поводов для оптимизма: по данным Минэкономразвития, нашу страну ждет рецессия уже в I квартале следующего года, "дна" экономика может достичь в середине 2015-го. За размытыми экономическими терминами — очевидные последствия для обыкновенных людей. Уже прекратился рост реальных доходов россиян, а в следующем году они упадут на 2,8 процента. Национальная валюта тоже не радует: ее курс на Московской бирже по отношению к доллару на момент сдачи номера составил 54,05 рубля, к евро — 66,99. Казалось бы, в этой ситуации люди должны копить деньги и дожидаться лучших времен, однако налицо парадоксальная ситуация. Россияне стали больше тратить, пытаясь спасти свои накопления от обесценивания или купить по старым ценам то, что не решались до этого.

Отдельные случаи складываются в единую картину: уже появилась шутка, что новогодние распродажи в России начались на месяц раньше. В частности, по данным ТАСС, крупнейшие ритейлеры, торгующие электроникой, рапортуют о росте спроса на некоторые виды товаров на 50 процентов! Покупают не только мелкую бытовую технику, как раньше, но и крупную — это особенность нынешнего года. Сметают все: от игровых консолей до смартфонов и планшетов, фактически речь о том, что россияне могут до праздников унести домой все, закупленное по старым ценам (к новому году рост цен составит, по разным данным, 20-30 процентов).

По данным РБК, похожий наплыв покупателей в бутиках, торгующих дорогими брендами (например, бижутерией и драгоценностями), сообщается об очередях! Вырос спрос и на недвижимость — о нем рапортуют в Москве, в Подмосковье. Так, в столице, по данным "Метриум Групп", объем предложения в новостройках в ноябре снизился на 16,8 процента по сравнению с октябрем. Как отмечают эксперты, во многом это связано именно с ухудшением экономической ситуации — решение о покупке многие принимают как можно скорее.

Однако наиболее показателен ажиотажный спрос на автомобили. Машины разбирают с невиданной скоростью — и дорогие, и подешевле: если раньше в день крупные автоцентры продавали около 10 машин, в ноябре этот показатель вырос примерно до полусотни. Правда, аттракцион неслыханной щедрости должен вот-вот закончиться: с 1 декабря многие автодилеры, как пишет Gudok.ru, обещали цены поднять. Ну а то, что они однозначно вырастут с нового года, уже подтвердили в Объединении автопроизводителей России.

В уникальной ситуации "покупай, пока дешевле" сориентировались не только россияне: в нашу страну за теми же машинами устремились белорусы. Кому-то удается купить здесь автомобиль, да так, что в пересчете получается выгода в... несколько тысяч долларов! В Россию едут и жители Казахстана: рубли они покупают у себя, а здесь их тратят.

Эксперты утверждают: бум потребления скоро сменится накоплением. А, к примеру, в ФОМ, куда обратился "Огонек", вообще фиксируют: растет доля тех, кто затрудняется определиться, что делать в новой экономической реальности.

И все же насколько оправдана потребительская стратегия "покупай, пока дешевле"? Эксперты НИУ ВШЭ отмечают: россияне ограничены в финансовых инструментах, особенно в надежных и долгосрочных. Акции у многих остались с 1990-х и лежат мертвым грузом. Депозиты в банках дохода не приносят, это, скорее, сбережение наличности. ПИФы и пенсионные фонды тоже не на гребне волны. Фактически остается главный материальный актив — недвижимость, своего рода пенсионный фонд наших сограждан (именно в нее сейчас и пытаются вложить деньги состоятельные россияне). Однако и тут есть подводные камни: ликвидность недвижимости невысока, должно пройти время, чтобы ее можно было выгодно продать. Да и захочется ли? Доход от сдачи собственности в аренду имеют только 5 процентов домохозяйств, остальные в ней... живут.

Таким образом, отмечают эксперты, желание вложить деньги в товары длительного пользования вполне естественно и объяснимо — других вариантов все равно немного. В целом же сложившуюся ситуацию в НИУ ВШЭ характеризуют как тревожную: снова начала расти доля расходов на продукты питания. Это ключевой показатель нездоровья экономики. В развитых странах эта доля составляет примерно 15-17 процентов от всех потребительских расходов домохозяйств, у нас в последнее время была в районе 30 процентов. И вот снова откат?

"Это две стратегии. Одна — тратить, и она разумна лишь отчасти. Другая — экономить,— говорит Вадим Новиков, старший научный сотрудник РАНХиГС, член Экспертного совета при правительстве РФ.— Если вы что-то собирались купить, но откладывали, покупайте сейчас. Однако целенаправленно тратить накопления не стоит, они могут понадобиться. То есть пенсионер, покупающий продукты, которые он съест в ближайшее время, поступает разумнее того, кто приобретает товары длительного пользования, в последнем случае, по существу, идет речь о спекулятивных покупках, попытке выиграть на разнице в курсах валют".

По мнению Новикова, если вложиться, допустим, в золото или недвижимость на длительную перспективу — это разумно. А вот, к примеру, автомобиль, теряющий 25 процентов стоимости сразу за воротами автодилера, неудачная инвестиция. Однако ажиотаж людей понятен: сюда примешивается и риск регулирования цен, ведь при таком регулировании некоторые товары могут полностью исчезнуть с прилавков! То есть фактически люди сегодня вспомнили о временах дефицита и опасаются этого.

Возможен ли дефицит? Вопрос открытый. Однако то, что цены будут расти, абсолютно очевидно. На волне ажиотажа с гречкой Вадим Новиков провел собственный эксперимент: он изучил госконтракты на покупку гречки за сентябрь, октябрь и первую половину ноября этого года — там учитывались закупки в тюрьмах, больницах, санаториях, то есть везде, где последовательно приобретают определенные товары, причем в определенных пропорциях. Оказалось: возможность роста цены — более чем в два раза.

Так что купить еще одну пачку гречки стоит уже сейчас.

Вся лента