Спасти рядового гринфилда
Юрий Трутнев настоял на исправлении закона о налоговых льготах на Дальнем Востоке
Вице-премьер Юрий Трутнев подверг критике Минфин, Минэкономики и субъекты ДФО за внесение ограничений в законодательство о налоговых льготах для новых проектов (гринфилдов) на Дальнем Востоке. Льготы должны были заработать еще 1 января, но из-за массы дополнительных условий и медлительности ФНС их до сих пор не получил ни один проект. Господин Трутнев дал ведомствам две недели на разработку корректирующих поправок. В Минвостокразвития и субъектах отмечают, что льготы не заработают ранее 2015-2016 годов, а эксперты говорят, что замеченные чиновниками недоработки
в законодательстве — не единственные.
Совещание с участием представителей федеральных ведомств и губернаторов ДФО понадобилось вице-премьеру Юрию Трутневу для того, чтобы понять, почему до сих пор так и не заработали нормы о налоговых льготах для гринфилдов на Дальнем Востоке. Еще в конце 2012 года президент Владимир Путин поручил обнулить федеральную часть ставки налога на прибыль для новых производственных проектов с объемом инвестиций не менее 50 млн руб. в течение трех лет (или 500 млн руб. в течение пяти). Регионам также было дано право снизить региональную часть налога на прибыль до 0% на первые пять лет и до 10% на следующие пять. Минфин разработал соответствующие поправки в Налоговый кодекс, и Госдума приняла их осенью 2013 года, установив, что льготы должны начать действовать для компаний, чьи проекты получат статус «региональных инвестпроектов» (РИП), с 1 января 2014 года.
Однако до сих пор ни одного РИП в макрорегионе не зарегистрировано. «Сначала были введены дополнительные нормы, если не сказать откровенно, препятствия в поправки к Налоговому кодексу, а потом еще и субъекты „поработали“ — тоже дополнительные барьеры для бизнеса поставили»,— отметил господин Трутнев. В частности, его удивила норма о том, что на земельных участках, на которых предполагается реализация РИП, не должны располагаться здания и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц, организаций, не являющихся участником РИП: «А если есть — их что, сносить?». «Почему уродуются поручения президента?» — обратился к представителям министерств Юрий Трутнев.
Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин объяснил вице-премьеру, что его ведомство также не устраивали многие нормы в законопроекте, но Минфином возражения услышаны не были. Он также отметил, что ФНС только в сентябре приняла приказ, устанавливающий правила ведения реестра РИП — без него получить статус участника РИП инвесторам невозможно. Статс-секретарь — заместитель министра финансов Юрий Зубарев попытался доказать Юрию Трутневу, что «логика требований, которые были сейчас озвучены как избыточные, заключалась в том, что под инвестпроект будет все-таки создаваться отдельная компания, чтобы минимизировать риски налоговой оптимизации». Но господин Трутнев отметил, что «единственное, о чем можно задуматься, в чем есть смысл» с точки зрения фискальной логики — это запрет инвестору быть участником консолидированной группы налогоплательщиков. «И то я считаю, что мы должны не загонять всех в оболочку, через которую все проползти не могут, а должны придумывать механизмы, которые хеджируют бюджетные риски»,— добавил он.
Не меньше вопросов у Юрия Трутнева возникло и к субъектам ДФО, которые, кроме Хабаровского края и Сахалина, ввели в своем законодательстве дополнительные условия для получения льгот по РИП — от требований к эффективности проекта (Амурская область) до установления инвестором уровня зарплат не менее среднемесячной по региону (Колыма). «Коллеги, убирайте свои придуманные дополнения. Это не тот случай. Никакого смысла в этом нет»,— указал Юрий Трутнев. Возразить ему попытался только глава Приморья Владимир Миклушевский: «Мы сознательно вводили два, условно говоря, я бы не сказал, что это ограничения, а требования. Это создание высококвалифицированных рабочих мест и виды экономической деятельности, потому что мы хотим иметь обрабатывающие производства здесь, по сути дела, привлекать технологии и компетенции». «Мы, конечно, заинтересованы в создании высокотехнологичных рабочих мест. И не высокотехнологичных — тоже заинтересованы. У нас сегодня насыщенность Дальнего Востока экономикой такая, что нам еще догонять и догонять»,— ответил господин Трутнев. «Давайте все приводить в порядок в очень сжатые сроки. За две недели я прошу министерства финансов, экономического развития и Дальнего Востока подготовить поправки»,— резюмировал он.
С учетом необходимости внесения поправок в законодательство льготы для гринфилдов, по оценке главы Минвостокразвития Александра Галушки, заработают «в лучшем случае с 1 января 2016 года». «Потому что мы не успеем до 1 декабря этого года внести поправки в Налоговый кодекс, а значит, в следующем году они не заработают»,— сказал министр. Юрий Трутнев, впрочем, полагает, что это случится раньше: «Дополнительные поправки в Налоговый кодекс, улучшающие состояние субъектов экономики, могут вводиться в течение текущего года. Я думаю, в течение месяца с этой работой мы бы справились». Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт сказал „Ъ“, что начало предоставления льгот «в этом году уже нереально, хотя поработаем над этим, но, думаю, все-таки следующий год».
Отметим, что перечисленные на субботнем совещании недостатки — отнюдь не единственные в законе о льготах гринфилдам. В российском подразделении PricewaterhouseCoopers отмечают, что принятый закон распространяется только на производство товаров, оставляя без льгот инвестпроекты, связанные с инвестициями в объекты инфраструктуры, электропередачи и теплоснабжения, а также инвестиции в создание строительных мощностей в Дальневосточном регионе. «Законом не определено, можно ли применить льготы на уже существующих инвестпроектах, по которым инвестор осуществляет новые инвестиции, превышающие установленные законом пороги по объему капвложений»,— отмечают в PwC.