Грузовики скатились по наклонной
В октябре их продажи упали на 27%
Рынок тяжелых грузовиков продолжает падать, несмотря на господдержку. В сентябре снижение составляло 20%, а в октябре ускорилось до 27%, при этом эксперты допускают, что спад будет усиливаться в дальнейшем. Впрочем, участники рынка уверены, что положительная динамика проявится к концу года за счет госпрограммы утилизации, но, считают, что дополнительные меры поддержки со стороны государства все равно сейчас бы не помешали.
В январе—октябре рынок новых грузовых автомобилей сократился на 18,7%, до 89,8 тыс. машин по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных аналитического агентства «Автостат». При этом в октябре продажи грузовых автомобилей упали на 26,7%, до 7,3 тыс. машин против сентябрьского падения на 20%, до 6,4 тыс. машин. Падение прогрессирует, несмотря на запущенную в конце августа госпрограмму обновления автопарка, которая распространяется и на грузовики (скидка 300–350 тыс. руб.).
Лидером рынка грузовиков (HCV) по-прежнему остается КамАЗ, продажи которого в октябре сократились почти на четверть, до 2,7 тыс. грузовиков. Продажи грузовиков группы ГАЗ уменьшились на 10,6%, до 965 машин, и практически сравнялись с МАЗом, который реализовал 935 грузовиков (падение на 31,2%). При этом продажи «Урала» (входит в группу ГАЗ) упали на 26,6%, до 314 машин. Однако в Группе ГАЗ не подтверждают эту информацию и отмечают, что по данным компании, продажи Урала в октябре выросли на 3,5% до 411 машин.
Японский Hino — единственный производитель, показавший положительную динамику: его продажи выросли на 32,4%, до 216 грузовиков, обогнав по популярности Hyundai (падение на 40,4%, до 283 машин) и Mercedes Benz Trucks (на 41,9%, до 250 машин). Hino не участвует в программе утилизации, но предлагает сейчас клиентам скидки 40 тыс. руб. Наиболее значительное падение наблюдается у Volvo Trucks (на 51,6%, до 270 машин).
В КамАЗе, доля которого в утилизационных продажах за сентябрь—октябрь составила 4,24%, или 4,2 тыс. грузовиков, сообщили, что эффект от программы утилизации пока незаметен в силу «особенности производства». Дело в том, что грузовики покупают под заказ и с момента подачи заявки до непосредственной сделки проходит 45–50 дней, поэтому концерн ожидает положительной динамики в ноябре—декабре. Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев полагает, что программа утилизации как мера господдержки недостаточно эффективна именно для сегмента HCV, и отмечает, что продажи грузовиков простимулировало бы увеличение госзакупок, как это произошло в кризисном 2009 году. В КамАЗе добавляют, что обновление парка муниципалитетов, в первую очередь дорожной техники, действительно «было бы уместно» в текущей ситуации.