В книгу жалоб записали предложения

В ПФО обсудили итоги работы бизнес-омбудсменов

Бизнесмены Приволжского федерального округа (ПФО) в 2014 году подали порядка 5 тыс. жалоб к уполномоченным по правам предпринимателей (за полгода в 2013 году — меньше 1 тыс.). Но только не более 60% из них получили положительное решение, а разброс числа обращений по регионам составляет от десятков до нескольких сотен.

Итоги работы бизнес-омбудсменов в регионах ПФО обсуждались в понедельник в Йошкар-Оле на заседании профильного окружного совета под председательством полномочного представителя президента Михаила Бабича и федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова. По данным господина Титова, за 10 месяцев 2014 года бизнес-омбудсмены во всех регионах ПФО получили 4993 обращения от предпринимателей. Тогда как за второе полугодие 2013 года — всего 900 жалоб. При этом разница по количеству обращений между регионами округа составляет до 40 раз. Больше всего жалоб получили омбудсмены в Башкортостане и Татарстане — 853 и 829 соответственно, а в лидеры вышел бизнес-омбудсмен Ульяновской области: там за неполный год получено 1185 обращений. Меньше всего жалоб с начала года получил уполномоченный в Марий Эл — всего 22 обращения. Меньше ста обращений также в Оренбургской области, Удмуртии, Саратовской и Кировской областях, где должность омбудсмена формально вакантна.

В Нижегородской области бизнес-омбудсмен принял 309 жалоб от предпринимателей. По словам Бориса Титова, чаще всего предприниматели жалуются на уголовные преследования, на втором месте — вопросы малого и среднего бизнеса. «К нам чаще всего обращаются представители именно этой группы предпринимателей, и связаны они прежде всего с имущественными вопросами», — рассказал господин Титов. Кроме того, по его словам, остается проблема, связанная с проверками МВД предприятий, компаний, бизнесменов, которые получили гранты от государства: «Из ПФО нам поступают такие жалобы — это Ульяновская, Нижегородская области. Предприниматели уже не хотят брать эти гранты и субсидии, потому что не хотят связываться: как только возьмешь субсидию или грант, тут же появляются представители МВД, причем разных уровней», — отметил бизнес-омбудсмен. По его словам, в целом из ПФО в аппарат уполномоченного приходит 26,5% от общего числа письменных обращений.

Число положительных решений по обращениям предпринимателей не превышает в регионах 60% от общего числа поданных жалоб. Так, в Оренбургской области положительное решение не получила ни одна жалоба, в Нижегородской области — 10%, в Удмуртии — 15%. «Это один из критериев нашей эффективности. Все регионы уже закончили с формированием аппаратов, приемных, со всеми атрибутами, все условия на данном этапе для организации работы созданы. И хотелось бы, чтобы эффективность этой работы была несколько выше, в том числе и эффективность в количестве положительно решенных вопросов. Это наша основная задача», — прокомментировал ситуацию Михаил Бабич. «Мы все еще нащупываем наши инструменты, возможности, полномочия, место института в обществе и в поддержке бизнеса. Что-то, конечно, уже удалось, но далеко не все, что мы можем реально сделать», — пояснил господин Титов. Между тем, по мнению полпреда, институт бизнес-омбудсменов «сформирован государством не просто для приема жалоб от предпринимателей», а «для решения других задач». В частности, Михаил Бабич предложил омбудсменам сформировать оценку инструментов поддержки инвестиционного климата в регионах, а также оценить эффективность применения законодательства для бизнеса. «Я говорю о дорожных картах, многофункциональных центрах, активизации „одного окна“ и других мерах поддержки государством малого и среднего бизнеса», — сказал полпред.

По мнению главы нижегородского регионального отделения организации «ОПОРА России» Дмитрия Бирмана, активность предпринимателей в части обращений к бизнес-омбудсмену и эффективность его работы зависит в первую очередь от его личности, а также от количества и структуры бизнеса в регионе. «Многое зависит от того, пользуется ли фигура уполномоченного авторитетом и доверием со стороны бизнеса: чем выше доверие, тем больше обращений, потому что предприниматели знают, что их услышат и вопрос будет решен. К примеру, в Нижегородской области восемь из 10 жалоб предпринимателей разрешается после того, как бизнес-омбудсмен Павел Солодкий поговорит со сторонами», — отмечает Дмитрий Бирман. По его словам, также число жалоб в регионе прямо пропорционально зависит от работы общественных организаций предпринимателей и инвестиционного климата. «Это показатель того, что предприниматели верят подобным институтам. Потому что в стране сложилась ситуация, когда с одной стороны создаются институты уполномоченных, которые показывают серьезное отношение государства к бизнесу, а с другой — принимают законы, которые ухудшают положение предпринимателей, особенно если речь идет о микробизнесе», — отметил господин Бирман.

Между тем, по мнению председателя Ассоциации предпринимателей Нижегородского района Нижнего Новгорода Максима Старостина, в работе бизнес-омбудсмена нет решения системных вопросов: «Я бы оценил его работу на четыре с минусом: некоторым предпринимателям из нашей ассоциации омбудсмен помог, а некоторым нет. Кроме того, он работает с личными обращениями, а по решению общих проблем предпринимателей — муниципальные налоги, земельные отношения, увеличение числа проверок в этом году — ничего не делается». Кроме того, по мнению Максима Старостина, институт уполномоченных, созданный как государственный орган, и напрасно не опирается на общественные организации из бизнес-сообществ: «Чтобы защитить предпринимателей, нужно работать с институтами, которые созданы самими предпринимателями. А к нам пока обращаются только для обеспечения явки на мероприятия».

Анна Павлова

Вся лента