Три четверти автомобиля
Итоги конкурса iOne «Прямое автовключение»
Конкурс "Прямое автовключение" закончился. Читатели iOne предложили множество интересных идей по поводу того, зачем в автомобиле интернет. Дальше всех заглянул в будущее и использовал системный подход к исследованию этой темы Артур Бастанов из Уфы. Он получит приз победителя — МФУ Canon.
В одном из эпизодов сериала "Кремниевая долина" персонаж случайно садится в автомобиль с автоматическим управлением, в котором задан пункт назначения — на острове, куда он и отправляется в контейнере на грузовом судне вместе с неудачливым пассажиром. Кажется, что это зарисовка из научной фантастики, но в США уже по меньшей мере в пяти штатах официально разрешено использование автомобилей, передвигающихся без участия водителя. Самоуправляемый автомобиль — проект компании Google. В мае этого года компания выпустила очередную версию автомобиля — без руля и педалей.
В августе этого года компания сообщала о нескольких ограничениях, которые есть у такого автомобиля: система пока не справляется с вождением по заснеженной трассе или во время сильного дождя, а также не умеет реагировать на временные знаки и не останавливается, даже если этого требует дорожный патруль. Проблема со знаками решается просто — подключением машины к постоянно обновляемой карте. Google планирует справиться и с остальными сложностями уже к 2020 году. И все же нам — поколению, умеющему управлять машиной с механической коробкой передач, ездить в таком наверняка будет поначалу жутковато. Но вот наши внуки, возможно, даже не будут знать, что такое руль.
Уже сегодня основная часть автомобиля — это компьютерная система. Совсем скоро для нее придется устанавливать антивирусы. Представьте, если вашу машину взломает конкурент и отправит вас, допустим, с Тверской прямым ходом в Магадан. На такой случай, конечно, не мешало бы иметь возможность ручного управления или хотя бы экстренной остановки, как на спортивных тренажерах. Сервисная компания в такой ситуации могла бы дистанционно почистить систему от зловредных программ и помочь добраться домой.
Первые шаги в направлении этого, вероятно, более комфортного будущего уже сделаны. В Европе начала использоваться система eCall, которая служит для автоматического оповещения спецслужб в момент аварии. В России будет запущен ее аналог на основе технологии ЭРА/ГЛОНАСС. Новые автомобили уже не выпускаются без подключения к Сети. Интернет в автомобиле может использоваться для развлечения водителей, предоставления дополнительной информации и так далее. Соседи по транспортному потоку могут объединяться в динамические социальные сети, строящиеся в режиме реального времени. Артур Басанов в своем письме в редакцию также не забыл упомянуть возможности по совместному владению и использованию подключенных автомобилей, что позволяет разгрузить дороги, уменьшить воздействие на окружающую среду, снизить затраты владельцев. Такой подход называется "карпулинг" или "райдшеринг" (от англ. car — "машина", pool — "объединение" или ride — "поездка" и share — "делиться"). В Королевском порту, экспериментальном районе Стокгольма, на каждую семью выделяется лишь половина парковочного места. Власти стимулируют таким образом граждан отправляться на работу вместе с попутчиками.
Михаил Анохин, директор по развитию ООО "Р-Телематика"
Технологии connected car применимы для множества целей, от развлечения водителя до повышения безопасности на дорогах. Телематические решения дают возможность страховым компаниям рассчитывать стоимость каско индивидуально для каждого клиента, используя ранее недоступные для расчета параметры: пробег, территория, частота использования автомобиля. Стоимость полиса каско, таким образом, может быть ниже для аккуратных водителей и тех, кто редко использует автомобиль. Особое место занимают программы оценки поведения водителя. Например, система Drivejournal ставит оценку на основании анализа манеры вождения, предсказуемости водителя на дороге, помогает проводить удаленную диагностику состояния автомобиля, используя показатели устройства, установленного в диагностический разъем. Устройство позволяет контролировать соблюдение водителем скоростного режима: специальное ПО сверяет его скорость и скорость, разрешенную на данном участке пути. Как только водитель превысил скорость больше чем на 20 км/час, он получает штрафные баллы, которые повлияют на итоговую оценку вождения и размер скидки на каско. Картографическая база данных постоянно обновляется, то есть в системе находится актуальная информация о скоростном режиме и наличии опасных зон на каждой отдельно взятой улице, что позволяет учитывать эти и другие важные факторы (погодные условия, тип населенного пункта и прочее) при расчете итоговой оценки. Конечно, это все лишь вершина айсберга. В ближайшие время благодаря подключению автомобилей к Сети автострахование, да и в целом культура вождения полностью изменятся.