Венесуэла тушит кризис бензином
Власти готовы пожертвовать рекордно низкими ценами на топливо ради социальных программ
Президент Венесуэлы Николас Мадуро подписал 28 законов, направленных на поддержку страдающей от падения цен на нефть экономики. Кризис поставил под угрозу одно из главных достижений боливарианской революции — рекордно низкие цены на бензин для потребителей: президент рассматривает возможность их первого за 17 лет повышения. На фоне экономических трудностей, роста недовольства среди части элиты и приближения парламентских выборов 2015 года власти усилили борьбу с оппонентами — увеличили финансирование государственных СМИ, а также открыли телефонную линию для доносов на "предателей, шпионов и диссидентов".
Николас Мадуро пообещал согражданам начало "утром 1 января периода окончательного решения экономических проблем". Достижению этой цели призваны способствовать 28 законов, подписанных главой Венесуэлы за несколько часов до истечения срока его особых законодательных полномочий (они были предоставлены ему год назад парламентом). Улучшению положения должно послужить и повышение цен на топливо — о такой возможности накануне сообщил Николас Мадуро. Цены на топливо в Венесуэле не росли с 1997 года и сегодня являются самыми низкими в мире: заправка 50-литрового бака обходится всего в 4,5 боливара (около $0,75). Вырученные же деньги планируется потратить на поддержание социальных программ.
Сегодня доходы от нефти составляют основу экономики Венесуэлы. Ежедневно в стране добывается 3 млн баррелей, более 80% отправляется на экспорт (в основном в США и Китай). Ухудшение ситуации на мировом нефтяном рынке привело к тому, что в октябре валютные поступления в бюджет упали на 30%. "Помимо нехватки валюты в Венесуэле ощущается острый дефицит продовольствия и лекарств, промышленность не может закупать запчасти, ВВП падает (по прогнозам МВФ, на 3% по итогам года), дефицит бюджета составляет 16%, инфляция достигла запредельных уровней, а золотовалютные резервы — критически низких",— заявил "Ъ" заведующий лабораторией Института Латинской Америки РАН Виктор Семенов. Эксперт предупреждает: исправить ситуацию одним лишь уменьшением объемов субсидий на топливо невозможно — Каракасу также придется урезать финансовую поддержку стран альянса Petrocaribe. "Кубу и Никарагуа венесуэльцы не бросят, а вот остальных вполне могут",— считает собеседник "Ъ".
На фоне развивающегося кризиса глава МИД Венесуэлы Рафаэль Рамирес совершил турне по нефтедобывающим странам: Алжиру, Катару, Ирану и России. В Каракасе уверены, что цены на нефть в итоге удастся восстановить, но пока считают необходимым изыскать дополнительные средства на поддержание бюджета. В связи с этим Виктор Семенов напомнил "Ъ" о событиях 1989 года, когда президент Венесуэлы Карлос Андрес Перес "из-за плохой экономической ситуации и нехватки валюты увеличил в два раза цены на бензин и тарифы на электроэнергию" — в результате начались волнения, которые привели к гибели более 300 человек и "дали старт восхождению к власти Уго Чавеса".
Нынешние проблемы в экономике также могут стать катализатором политического кризиса в Венесуэле. На прошлой неделе более 200 известных в стране людей в открытом письме предупредили: "Венесуэла движется к социальному взрыву, он может разразиться в любой момент". Недовольство растет даже внутри правящей Единой соцпартии: несколько внутрипартийных групп недавно пригрозили руководству выходом из партии. Наиболее же известным отступником оказался Хорхе Джордани, экс-министр планирования и давний соратник Уго Чавеса, летом обвинивший Николаса Мадуро в отходе от принципов чавизма.
Тем временем власти сами занялись поиском "пятой колонны". На днях в Венесуэле заработала горячая телефонная линия, по которой можно сообщить о "предателях, шпионах и диссидентах". Также доносы можно отправлять на специальный почтовый ящик, открытый на сервисе Gmail.
Еще одной мерой по борьбе с недовольством стало увеличение финансирования государственных СМИ. По данным испанской газеты El Pais, бюджет Венесуэлы на 2015 год предусматривает выделение на деятельность 14 телеканалов, спутниковой сети TeleSur, четырех ежедневных газет и десятков радиостанций 3,6 млрд боливаров (по официальному курсу $508 млн). Траты, как считают в Каракасе, не будут напрасными: в конце 2015 года в стране пройдут парламентские выборы, которые станут для правящей элиты серьезным испытанием.