"Аэроэкспресс" опоздал
Проект к чемпионату мира по футболу реализовать не успеют
Петербург может остаться без сообщения с аэропортом Пулково к чемпионату мира по футболу 2018 года из-за того, что Смольный до сих пор не определился, каким из двух альтернативных видов транспорта связать город с авиахабом — линией легкорельсового трамвая (ЛРТ) или "Аэроэкспрессом". По словам заместителя министра транспорта Николая Асаула, проект "Аэроэкспресса" до сих пор не получил федерального софинансирования, а следовательно, его уже не успеют построить к нужному сроку. Линию ЛРТ в случае положительного решения придется строить в спешке. Кроме запуска до Пулково автобусов-шаттлов, чиновники по-прежнему не предлагают никакой конкретики.
О том, что линию "Аэроэкспресса" до Пулково, скорее всего, не успеют построить к чемпионату мира по футболу в 2018 году, "Ъ" сообщил замминистра транспорта РФ Николай Асаул. По его словам, проблема заключается в том, что в свое время Смольный не включил заявку по софинансированию скоростного электропоезда в федеральную целевую программу (ФЦП) по подготовке к чемпионату мира по футболу.
"Правительство Петербурга по своей инициативе исключило этот проект из ФЦП, сделав ставку на строительство метрополитена (в 2013 году по решению вице-губернатора Марата Оганесяна проектирование новых станций до Пулково было отложено на неопределенный срок. — "Ъ"), поэтому шансов успеть построить линию "Аэроэкспресса" к чемпионату мира очень мало. Насколько я знаю, город не возьмется реализовывать этот проект самостоятельно. Скорее всего, основной поток граждан будет вывозиться автобусами-шаттлами", — отметил господин Асаул.
В аппарате вице-губернатора Марата Оганесяна ситуацию не прокомментировали. В Октябрьской железной дороге сообщили, что при выделении необходимого финансирования готовы приступить к реализации проекта в любой момент. Запуск "Аэроэкспресса" ранее оценивался в 14 млрд рублей.
В сложившейся ситуации остается вариант со строительством линии легкорельсового транспорта, соединяющей аэропорт Пулково со станцией метро "Купчино". Впрочем, и здесь есть вероятность того, что город не успеет построить объект к нужному сроку. Так, сейчас ведутся работы по корректировке проектной документации. Выйти из экспертизы с актуализированным проектом планируется в июне 2015 года, срок строительства составляет три года, то есть сдана линия будет только в середине 2018 года, что является крайним сроком. Тем не менее, по словам заместителя министра, еще остаются надежды на то, что линия ЛРТ будет запущена к 2018 году.
"Если удастся быстро определиться с инвесторами и решить концессионные и юридические вопросы, то потенциально проект может быть реализован. Кстати, он поддерживается и правительством Петербурга", — прояснил он. Несмотря на то, что проект будет реализовываться по схеме государственно-частного партнерства, то есть только за средства инвестора и городских властей, федеральные власти могут выделить грант на его реализацию. По предварительным оценкам, объем инвестиций в проект составит 16,5 млрд рублей.
В комитете по инвестициям, курирующем строительство ЛРТ, сообщили, что уже ведут переговоры с потенциальными инвесторами: банком ВТБ, ООО "Сименс" и ООО "Сименс Финанс", испанской компанией ACCIONA Ingenieria S.A., консорциумом итальянских строительных компаний INC, Far East & Pacific Investments (FEPI, представляют интересы группы инвесторов из Китая). Кроме того, Сбербанк в рамках соглашения о сотрудничестве с Петербургом предложил привлечь к участию в проекте Китайскую государственную железнодорожную строительную корпорацию (China Railway Construction Corporation), Китайскую государственную инженерно-строительную корпорацию (China State Construction Engineering Corporation) и Китайскую государственную корпорацию гражданского строительства (China Communication Construction Corporation).
В целом Минтранс обеспокоен уровнем готовности транспортных объектов Петербурга, строящихся для чемпионата. Сейчас в рамках подготовки к мундиалю реализуются два проекта с участием федеральных средств. Если с первым из них — строительством Пулковско-Дунайской развязки стоимостью 18,8 млрд рублей (подрядчик — компания "Пилон" Мевлуди Блиадзе) — проблем нет, то реализация второго объекта — продление Невско-Василеостровской линии метрополитена со строительством станций "Новокрестовская" и "Савушкина" — вызывает у федеральных чиновников серьезные вопросы.
"Транспортная инфраструктура Петербурга вызывает у нас обеспокоенность. Стадион находится на Крестовском острове. Мостов недостаточно, а станция метро "Новокрестовская" еще не готова", — сказал господин Асаул. По его словам, сегодня будет рассматриваться вопрос о предоставлении городу межбюджетных трансфертов в рамках подготовки к чемпионату мира.
Впрочем, по словам первого заместителя председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Анатолия Мишанова, город успеет открыть обе станции к назначенному сроку. По его словам, к 2018 году город уложится и со строительством набережной Макарова с мостом в районе острова Серный. Одним из ключевых объектов также станет мост в створе Яхтенной улицы. Проект по нему будет готов в марте 2015 года, но источник финансирования для строительства пока не определен.