Непечатные бренды
Прессе могут вернуть рекламу алкоголя и сигарет
Минкомсвязь готова поддержать снятие запрета на рекламу табака и алкоголя в печатных СМИ. По мнению чиновников, "либерализация" рекламного рынка поможет издателям справиться с кризисом, а заодно повысит интерес к российским алкогольным брендам. В этом году объемы рекламы в российских газетах и журналах могут упасть на 10%. Потенциальный эффект для издателей от снятия запретов на рекламу алкоголя и табака оценивается в 2 млрд руб.
Минкомсвязь выступает за возвращение рекламы алкогольной и табачной продукции в прессе, заявил вчера заместитель главы министерства Алексей Волин на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей. По его словам, это связано с пессимистичными прогнозами ситуации на рынке в 2015 году. "Нужно подумать в отношении дальнейшей либерализации ситуации на рекламном рынке. Определенные позитивные изменения происходят, вернули медицинские услуги. Сказать с этой трибуны про то, что пора возвращать табак и алкоголь в телевизор,— это, наверное, будет громко сказано, но в печатные СМИ мы точно считаем, что нужно возвращать табак и алкоголь",— цитирует чиновника ТАСС. Он предложил представителям индустрии "выработать консенсусную позицию", после чего внести изменения в закон "О рекламе". По мнению господина Волина, в первую очередь речь может идти о снятии запрета на рекламу отечественных алкогольных брендов и вин.
Полные запреты на рекламу алкогольной и табачной продукции в прессе вступили в силу зимой и осенью 2013 года соответственно. Ограничения сказались на доходах СМИ. Так, Ассоциация распространителей печатной прессы ранее оценивала потенциальный эффект для издателей от снятия запретов на рекламу алкоголя и табака в 2 млрд руб. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала 2014 года доходы прессы от рекламы упали на 10% к уровню 2013-го — до 23,8-24 млрд руб. Падение на 10% сохранится и по итогам всего 2014 года, прогнозировало в сентябре агентство ZenithOptimedia. Таким образом, объем рекламы в газетах и журналах может составить 33,3 млрд руб. Согласно тому же прогнозу, весь объем рекламного рынка в России по итогам года сократится на 1,2%, до 323,9 млрд руб.
С августа уже снят запрет рекламы пива в печатных СМИ и в спортивных трансляциях — до 2018 года. Эта мера пока не привела к всплеску интереса рекламодателей. Как сообщал "Ъ", объем рекламы пива в федеральной прессе в августе--сентябре составил всего 15 млн руб. Ко второму чтению в Госдуме готовится поправка, разрешающая рекламу вин с защищенным географическим наименованием, но неясно, будут ли в ее окончательной версии фигурировать только российские вина.
"Не думаю, что разрешить рекламу всего алкоголя правильно. Вино, пиво, другие продукты брожения — да, но не водку",— считает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. В Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП; объединяет крупнейших российских производителей водки Roust, "Синергия", Алкогольная сибирская группа) инициативе Минкомсвязи рады. "Мы с самого начала считали это ограничение излишним: многочисленные исследования показывали, что печатная реклама алкогольной продукции не ведет к увеличению спроса на нее. Она влияет лишь на переход потребителя от одного бренда к другому",— говорит председатель правления СПАП Дмитрий Добров. "Безусловно, реклама табачной продукции должна быть ограничена. Однако, на наш взгляд, законодательные ограничения должны оставлять возможность донесения информации о продукции до совершеннолетних потребителей",— добавила представитель "Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг" (бренды Marlboro, Parliament и др.) Ирина Жукова.