Банковские махинации нарастают изнутри

Сотрудники банков в Хабаровске стали чаще мошенничать с кредитами

Хабаровские следователи заявили, что службы безопасности банков стали чаще обращаться по случаям мошенничества при кредитовании. Причиной в полиции называют завышение банками планов для своих сотрудников по выдаче кредитных продуктов с занижением требований к кандидатам, что дает больше возможностей для преступных действий. В банках, напротив, говорят об ужесточении для сокращения просрочки.

Старший следователь УМВД по Хабаровску Мария Зонова объяснила, почему в банках «кредитки» не всегда доходят до клиентов

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

С начала 2014 года в следственные органы Хабаровска поступило восемь обращений служб безопасности различных банков на незаконные действия сотрудников этих кредитных учреждений. В 2013 году таких обращений было всего три. Об этом вчера на пресс-конференции заявила старший следователь по особо важным делам СУ МВД по Хабаровску Мария Зонова. Рост обращений госпожа Зонова отчасти связывает с политикой самих банков. В первую очередь кредитные организации «предлагают все более доступные способы оформления кредитов, что привлекает к этому мошенников, которые находят новые способы для незаконного оформления кредитов».

Кроме того, по данным Марии Зоновой, преступления совершают сами сотрудники кредитных учреждений. «В ходе расследования уголовных дел при анализе причин выясняется, что руководство банков повышает требования к своим сотрудникам по выполнению планов по выдаче кредитных карт, кредитов. Поэтому сотрудники нарушают инструкцию по выдаче кредитов, совершая преступление, а оформленные карты используют по собственным нуждам»,— отметила госпожа Зонова.

В большинстве случаев схема одна и та же: операционист предлагает клиенту, который приходит в банк совершить операцию, не связанную с кредитом, оформить кредитную карту. Тогда сотрудник с преступным умыслом предлагает подписать якобы заявление об отказе и под предлогом дезактивации карты добивается ее активации. После этого первым звонком для службы безопасности становится просрочка платежей. Когда сотрудники СБ выясняют, что заемщик не оформлял кредитную карту, начинается проверка в отношении сотрудников, один из которых выдавал кредитный продукт, а второй подтверждал операцию, удостоверяя личность заемщика. Если в их действиях обнаруживается состав преступления, данные передаются в правоохранительные органы.

В сентябре в Хабаровске было окончено расследование уголовного дела в отношении трех граждан РФ 35-37 лет, совершивших махинации с потребительскими кредитами в особо крупном размере, что предусматривает лишение свободы до 10 лет. Как рассказала старший следователь Следственного управления МВД по Хабаровску Виктория Пацевич, в этом случае преступление совершили не менеджеры, непосредственно работавшие с клиентами, а сотрудник банка, который даже не работал в кредитном отделе. С целью погасить свой ипотечный кредит он с июня по декабрь 2012 года взял девять потребкредитов на общую сумму 5,78 млн руб. Кредиты оформлялись по утерянным паспортам, которые покупал один из подельников. «Пользуясь доверительным отношением со стороны операционистов, подозреваемый объяснял, что его знакомые подъедут позже и подпишут договоры. Затем в личном кабинете сам подделывал подписи»,— пояснила Виктория Пацевич. Кредитные эксперты, которые не знали о преступных намерениях подозреваемого, прошли по делу в качестве свидетелей.

Как сообщила „Ъ“ пресс-секретарь ВТБ24 по ДФО Олеся Косцинская, на Дальнем Востоке случаев мошенничества с потребкредитами со стороны сотрудников банка не было. При этом занижение требований к заемщикам госпожа Косцинская назвала «краткосрочной тактикой, не имеющей перспектив», которая приводит к снижению качества портфеля. Другой источник «Ъ» на региональном банковском рынке подтвердил, что сейчас в банках, наоборот, ужесточаются требования к заемщикам, чтобы избежать роста просрочки. Получить комментарии от Сбербанка и Банка «Восточный Экспресс» не удалось.

Антон Иванов

Вся лента