ВЕКОВЫЕ ДЕТАЛИ

МОЗАИКА

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

В ювелирном искусстве, которое является частью искусства декоративно-прикладного, существует свой специальный мозаичный термин — "инкрустация" (как правило, перламутром или же эффектными поделочными камнями). Также ювелиры и часовщики, работающие в популярной сегодня концепции декоративных ремесел Metiers d`Art, используют маркетри — в том случае, когда речь идет о мозаике, выполненной из кусочков редких пород дерева. Впрочем, существуют и прямые употребления слова "мозаика" — например, по отношению к изделиям крохотных, очень старых итальянских марок, в частности венецианских (речь идет о таком ремесле, как микромозаика, когда орнамент складывается из едва различимых керамических или же стеклянных кусочков; часы с такими мозаичными циферблатами неоднократно выпускали в доме Cartier).

Между тем примечательные технические и художественные особенности различных техник мозаик — прежде всего римской, византийской и французской — ювелиры и часовщики используют гораздо чаще, чем прилюдно говорят об этом. Так, римская мозаика характеризуется использованием мельчайших деталей на полотне — именно ее с полным правом можно назвать микромозаикой, но лишь с одним уточнением. В микромозаике мелкие детали все-таки выделяются, в то время как традиционная римская мозаика предполагает создание как можно более монолитного, единого полотна. Византийская мозаика, пожалуй, самая знаменитая и прославленная, использует заметные куски керамики: более того, они могут быть несколько разного размера. И, наконец, элегантная французская мозаика имеет своей целью создание исключительно художественной "ткани" — в сущности, оригинальной живописной картины (чаще всего в стиле ар-нуво): для этого в ход идут совершенно разные по форме и размеру кусочки.

Ювелиры (в первую очередь Giampiero Bodino, Bulgari, Chaumet) нередко используют в одном предмете сразу несколько исторических мозаичных техник — при изготовлении драгоценных часов, а также очень широких браслетов. Их интересует определенная декоративная геометрия, некий орнаментальный ритм, который, собственно, и является главным художественным смыслом всей предлагаемой драгоценности. Обращает на себя внимание и то, что чаще всего элементы ювелирных мозаик подбираются по контрасту — так заметнее ремесло.

Вся лента