МАНИФЕСТ ЖЕНЩИНЫ-КОШКИ
100 ЛЕТ "ПАНТЕРЕ" CARTIER
ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА
Артистический директор Cartier Жанна Туссен по прозвищу Пантера, середина 1960-х
Фото: Archives Cartier
Акварель Жоржа Барбье "Женщина с пантерой", ставшая рекламой Cartier в 1914 году
Скульптура "Пантера" в салоне "Пантера" в парижской штаб-квартире Cartier на rue de la Paix, 13
Фото: Коммерсантъ / Алексей Тарханов
Cartier, вечерняя сумка из шелка, с золотом, 1961. Была заказана Барбарой Хаттон для ее кузины по мужу Нины Мдивани
Cartier, подвеска в форме пантеры, середина 1960-х
Cartier, часы на подвеске с орнаментом "Пантера", 1915
Cartier, часы на подвеске с орнаментом "Пантера", 1915
Cartier, подвеска La Panthere, 2004
Cartier, подвеска La Panthere, 2009
Cartier, подвеска La Panthere, 2008
Cartier, часы Promenade d'une Panthere, 2011
Cartier, часы La Panthere, 2010
Cartier, часы La Panthere, 2009
Cartier, браслет La Panthere, 2014
О легендарном орнаменте "Пантера", первая подвеска с которым появилась в 1914 году, а часы — в 1915-м, придуманном главой парижского отделения дома Cartier Луи Картье, принято думать, что он возник как бы случайно. Мол, великий гений дома Cartier вдруг почувствовал, понял, увидел, предвосхитил ар-деко — стиль, утвержденный в 1925-м на Парижской выставке декоративных искусств. Говорят и о Жанне Туссен, подруге Шанель, музе Луи Картье, особе независимой и экстравагантной, артистической директрисе Cartier, работавшей в марке вплоть до 1971 года. И в орнаментальном смысле рисунок "Пантера", вне сомнений, принадлежит эпохе ар-деко. Но сам факт рождения такого необыкновенного персонажа — женщины-кошки, женщины-тигрицы, женщины-пантеры, связан с предыдущим периодом — ар-нуво. Предложив такой орнамент, дом Cartier, в сущности, сделал гораздо больше, чем просто крайне удачный рисунок. Дом Cartier подарил долгую и даже бурную ювелирную жизнь новой героине.
Пантера, как и другие экзотические, пряные, причудливые героини из кошачьих семейств, была необыкновенно популярна на рубеже XIX-XX веков. Здесь можно вспомнить и великую Сару Бернар с ее любимыми леопардами, и итальянскую маркизу и меценатку Луизу Казати, имевшую привычку выгуливать двух своих гепардов, и даже нашу худосочную Иду Рубинштейн, которую чуть ли не в обнимку с леопардом снял американский журнал Vogue еще в 1913 году.
Рожденная искусством модерна, женщина-кошка символизировала демонизм, желание, опасность, эротику, загадку, неприступность и самостоятельность. Многие дорогостоящие парижские куртизанки начала прошлого столетия брали себе остромодное прозвище — "пантера", которое затем, с профессиональной легкостью и идеологической охотой, приняла и Жанна Туссен. Кстати, она полюбила пантеру задолго до этого. Уже в конце 1910-х годов ее квартиру украшали две картины с пантерами и несколько тематических скульптур. Она же стала владелицей редкого изделия — vanity case 1917 года выпуска с барельефом из оникса в виде пантеры, сделанным по рисунку французского художника-иллюстратора Жоржа Барбье.
В 1914 году Луи Картье не просто выпустил драгоценность с хищным рисунком, он сначала взял акварель Барбье в качестве фирменной рекламной заставки к витрине своего магазина. На иллюстрации художника, работавшего, среди прочего, и для моднейших в Париже балетов Сергея Дягилева,— таинственная женщина в восточном платье работы Поля Пуаре и черная пантера, растянувшаяся у ее ног. Вот так и была заявлена эротическая и независимая героиня, дикий, непонятный, демонический фетиш французского ювелирного дома. Конечно, ее выход на сцену следовало сопроводить соответствующей драгоценностью — так и появилась всемирно известная ныне ювелирная подвеска.
Надо сказать, что рисунки пантеры не были таким уж распространенным явлением в Cartier до Второй мировой войны. Скорее можно говорить о том, что для изготовления самых разных вещей — колье, подвесок, браслетов и даже тиар ювелиры использовали орнамент из белых бриллиантов и черного оникса.
У Cartier в 1920-1930-х годах были и другие увлечения. Это сочные китайские химеры и драконы, тончайшие магические часы, масса новых великолепных наручных часов (к примеру, Tank), нереальные, фантастические, словно восточная сказка, индийские драгоценности в духе "тутти-фрутти", а также вещи в популярном тогда египетском стиле. Впрочем, драгоценных кошек парижане тоже выпускали: здесь довольно вспомнить колье Cartier, показанное на Колониальной выставке в 1931 году.
Расцвет пантеры как роскошного ювелирного персонажа приходится уже на послевоенные годы. Прославлена брошь герцогини Виндзорской (еще одной подруги Жанны Туссен), заказанная герцогом Виндзорским в Cartier в 1948 году. В ее центре был изумруд-кабошон весом в 116,74 карата, на котором торжественно восседала объемная скульптурка пантеры. Это было первое трехмерное воплощение хищницы, сделанное в стиле неоклассики, свойственной 1940-1960-м. Брошью дело, конечно, не кончилось: герцогиня Виндзорская была одной из главных клиенток лучших ювелирных домов мира. Уже через год чета заказала еще два украшения с пантерами.
Между тем число фанаток ювелирных кошек стремительно множилось. Причем все они хотели получить не принципиально новые вещи с пантерами, а именно броши "как у герцогини Виндзорской". Иными словами, пришло время расцвета миниатюрной ювелирной скульптуры, изготовление которой стало экзаменом на техническое мастерство марки. Среди главных почитательниц кошачьих следует отменить Нину Ага-Хан, супругу лидера исмаилитов, а также миллионершу Барбару Хаттон, вечно несчастную в любви красавицу, которая между тем несколько разнообразила жизнь пятнистого бестиария Cartier. Барбара Хаттон выбирала не только пантер, но и тигров: вошел в историю ее сет "Бенгальские тигры" (серьги, браслет и сумочка с драгоценным замком). Вместо обычных белых бриллиантов в этих драгоценностях были задействованы канареечно-желтые алмазы, сопровождавшиеся классическим черным ониксом.
Жизнь пантеры в недрах Cartier по-прежнему исключительно благополучна. Это верный и преданный символ великого ювелирного дома. Почти ежегодно в Cartier представляют все новые и новые версии пантер — от украшений класса high jewellery до бюджетных ювелирных вещей. Драгоценные кошки мелькают и во многих ювелирных часах Cartier: они неторопливо, ленясь, открывают свои добрые пасти, с достоинством гуляют по циферблатам, сворачиваются кольцом. Настоящие животные, кстати, тоже не сидят без дела: в июне 2007 года на открытии бутика Cartier итальянская кинодива Моника Беллуччи появилась вместе с живой черной пантерой на поводке.