ЧАСЫ ПОДО ЛЬДОМ

ИВАН САФРОНОВ С JAEGER-LECOULTRE НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

Швейцарская часовая мануфактура Jaeger-LeCoultre находится в горной деревушке Сантье. Альпийские ледники совсем рядом, а вот льды Северного и Южного полюсов находятся на другом конце света. Зато в архивах марки хранятся часы, напрямую связанные с подводным ледовым походом.

Речь идет о хронометре Geophysic, выпущенном в 1958 году в честь Международного геофизического года. Тогда ученые 67 стран организовали исследовательские экспедиции в неизведанные до этого районы земного шара, прежде всего в Арктику.

Покорение арктических вод — задача сложная и для обычных кораблей. Тем более трудно пуститься в такой путь на подводной лодке. В 1931 году американский полярный исследователь Джордж Уилкинс на дизель-электрической субмарине сумел подняться на широты севернее острова Шпицберген, однако всплыть на Северном полюсе ему не удалось: дело ограничилось хождением у кромки льдов — подлодки, оснащенные дизель-электрическим двигателем, не были способны долго находиться в таких экстремальных условиях.

Ситуация изменилась спустя четверть века. Тогда подлодки стали оснащать ядерными энергетическими установками. Первыми были американцы. В середине 1950-х годов они представили первую в мире атомную субмарину — USS Nautilus (SSN 571). На фоне противостояния СССР и США значение проектирования и создания подобной субмарины сложно было переоценить: на кону стояло не просто географическое открытие, а престиж страны в глазах принципиального соперника и доказательство технологического превосходства над ним.

Первый полноценный поход USS Nautilus на Север состоялся в 1957 году и обошелся без происшествий, однако до самой северной точки планеты подлодка все-таки не добралась. Цель была достигнута спустя год: американские подводники доплыли до Северного полюса, сделав это в подводном положении, а Nautilus, таким образом, стал первым в истории человечества подводным кораблем, прошедшим эту точку Земли своим ходом. "Во имя планеты, нашей родины и нашего флота — Северный полюс",— объявил тогда по внутрикорабельной трансляции командир атомохода коммандер Уильям Андерсон и отправил радиограмму на имя президента США Дуайта Эйзенхауэра. "Подписано на Северном полюсе",— стояло в конце телеграммы, которая была получена в Белом доме.

Американцы могли гордиться успехом своей кораблестроительной программы и мастерством экипажа, а швейцарские инженеры гордились своими часами, которые Андерсон носил в дальнем походе. Это были такие же совершенные часы, как атомная подводная лодка,— с механизмом 478BWSbr исключительной точности с функцией остановки секунднои? стрелки для настрои?ки точного времени, защищенным от перепадов температур, сотрясений и ударов. Более того, как и USS Nautilus они обладали двойным корпусом. Внутренний корпус из мягкои? стали защищал механизм от воздеи?ствия магнитных полеи?.

Амбиции США только этим не ограничивались: им хотелось, чтобы подлодка на Северном полюсе еще и всплыла. Однако тогда этого сделать не удалось. Позже аналогичную попытку предприняла другая американская субмарина — USS Skate (SSN 578). В марте 1958 года она всплыла, но сделала это в 40 милях от Северного полюса. Следующая попытка состоялась в том же году, и USS Skate даже удалось проломить лед рубкой и всплыть, но это вновь произошло в приполюсном районе. До конца 1959 года американские атомные субмарины достигали Северного полюса в общей сложности пять раз.

Если Советский Союз лидировал в космосе, равновесие в океанах стало меняться в пользу США. С военной точки зрения присутствие потенциального противника в акватории Северного Ледовитого океана казалось прямой опасностью. Американские генералы не скрывали, что "завоевание господства в Арктике станет одной из важнейших задач и решить ее смогут подводные лодки". Арктические территории фактически приобрели статус потенциального театра военных действий, и СССР не мог закрывать глаза на подобное положение дел. Уже осенью 1959 года первая советская атомная подлодка К-3 ("Ленинский комсомол") предприняла попытку добраться до Северного полюса, зайдя со стороны Гренландского моря. "Нам выпала большая честь решить сложную задачу: пройти к полюсу под многометровой толщей полярного льда. Там, уж если что случится, не всплывешь,— вспоминал командир подлодки капитан 1-го ранга Леонид Жильцов.— Но мы верили в технику, созданную руками советских рабочих, верили друг в друга, хотели во что бы то ни стало выполнить задание родины". Попытка, впрочем, закончилась неудачей, сломался перископ, вышли из строя несколько важных узлов подлодки, поэтому поход пришлось прекратить досрочно.

Полноценный же ответ последовал 29 сентября 1963 года, когда в 6 часов 51 минуту атомная подводная лодка К-181 первой в мире всплыла в полынье размером 500 на 200 м в непосредственной близости от Северного полюса. В тот же день во льдах на широте 90 градусов была установлена специальная мачта, на которой в присутствии командующего Северным флотом адмирала Владимира Касатонова поднялись флаги СССР и ВМФ. Там же был оставлен пенал с запиской: "Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Союза Советских Социалистических Республик 29 сентября 1963 года". Спустя несколько месяцев командиру подлодки капитану 2-го ранга Юрию Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза. А через восемь лет на Северном полюсе впервые всплыла советская стратегическая атомная подводная лодка К-411 ("Оренбург") проекта 667А под командованием капитана 1-го ранга Сергея Соболевского.

Борьба за Северный полюс на этом не только не закончилась, а обострилась: к 1984 году американские подводные лодки имели на своем счету 26 арктических походов, в то время как у советских насчитывалось уже свыше 70. Согласно открытым данным, за 36 лет советскими подводными лодками было совершено около 150 арктических походов.

Северный Ледовитый океан и сейчас остается полигоном для подводников двух стран. В 2009 году подводный ракетоносец К-117 ("Брянск") выполнил пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Синева" по цели на полигоне Чижа в районе Архангельска, находясь при этом на Северном полюсе,— таким образом, было проведено тестирование полета ракеты на минимальную дальность. Ответ не заставил себя долго ждать: несколько месяцев спустя американская субмарина USS Texas (SSN 775) по пути с базы в Нью-Лондоне в свой новый порт приписки Перл-Харбор успела всплыть в Арктике, хотя считалось, что подлодки такого класса не приспособлены к работе в арктических водах. Их адаптация к новым условиям говорит о намерении США закрепить свое положение в районе Северного полюса. Подводная лодка с экипажем из 134 человек оставалась в надводном положении на Северном полюсе в течение 24 часов.

В декабре 2013 года командир атомной подлодки К-410 ("Смоленск", проект 949А) капитан 1-го ранга Борис Морозов сообщал, что в 2014 году субмарина должна совершить всплытие в географической точке Северного полюса. Однако было это задание выполнено или нет, не сообщалось. Неизвестно также, что за часы были на руках у наших капитанов и в каком музее можно будет на них посмотреть.

Вся лента