Эмбарго — это еще ягодки
"Агрофирма "Выборжец"" хочет выращивать местную клубнику взамен импортной
ЗАО "Агрофирма "Выборжец" в 2015 году запустит проект по производству внесезонной клубники, а также увеличит производство зелени и салатов. В эти проекты будет направлено около 1,5 млрд рублей. Также компания рассматривает возможность выращивания шампиньонов, на создание необходимой инфраструктуры для которых может потребоваться 800 млн рублей. Аналитики говорят, что "Выборжец" делает правильный шаг, увеличивая количество наименований производимой продукции на фоне продуктового эмбарго и высокой волатильности курса валют.
Как рассказал генеральный директор ЗАО "Агрофирма "Выборжец" Денис Буданов, под клубнику планируется выделить около 2 га, и выращиваться она будет с августа по май. За этот период компания планирует производить до 7 кг с одного квадратного метра.
Господин Буданов пояснил, что компания намерена заменить своей продукцией ту клубнику, которая попала под продовольственное эмбарго.
Инвестиции в реализацию этого проекта составят 1 млрд рублей, срок окупаемости — около шести лет.
Помимо клубники, "Выборжец" намерен расширить производство салатов и зелени. Уже ноябре 2014 года будет запущен рассадочный комплекс на площади в 0,5 га, инвестиции в который составляют около 200 млн рублей. Однако под увеличение производства зелени и салатов будет дополнительно выделено еще 2-2,5 га, и в расширение мощностей будет проинвестировано еще 500 млн рублей. В 2015 году объем этой продукции будет увеличен примерно на 20%, до 12 млн горшков.
Срок реализации обоих проектов займет год-полтора.
Средства компания будет использовать собственные и заемные, в соотношении 20% на 80% соответственно.
Кроме того, компания рассматривает возможность заняться грибоводством и выращивать шампиньоны предполагаемым объемом в 1,5 тыс. тонн грибов в год. Инвестиции в реализацию этого проекта могут составить 800 млн рублей. Однако конкретная дата реализации этого проекта пока не определена.
Агрохолдинг "Выборжец" специализируется на выращивании огурцов, салатов, зелени, томатов, баклажанов и перцев. В 2014 году "Выборжец" произвел 13,5 тыс. тонн овощей закрытого грунта и 10 млн горшков салата и зелени. Общие производственные площади, которыми владеет компания, составляют 25 га. По данным "СПАРК-Интерфакс", компанией владеют Александр Заклепкин (доля в уставном капитале 48,70%), Елена Саблина (48,07%) и Николай Курицын (0,010%).
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", говорит, что на первый взгляд проект выглядит достаточно интересно. "В различных направлениях российского рынка свежих овощей и фруктов, объем которого в совокупности можно оценить на уровне около 800 млрд рублей, присутствует значительный потенциал расширения внутреннего производства, который может быть реализован в среднесрочный период. В том числе рост возможен и за счет импортозамещения. Стоит учитывать, что помимо фундаментальной привлекательности сектора, в текущих условиях формируются дополнительные факторы поддержки: ограничение зарубежных поставок и серьезная девальвация национальной валюты. В этом году рубль уже подешевел к безвалютной корзине более чем на 30 процентов. Естественно, на этом фоне конкурентоспособность импорта существенно снижается", — утверждает он.
По словам господина Клягина, в целом можно отметить, что в последние годы в сфере тепличного овощеводства довольно активно развиваются новые проекты, отмечается приток инвестиций, что позволяет предполагать позитивные результаты в среднесрочной перспективе. "Сокращение импортного предложения вполне может эти процессы ускорить. В то же время основным барьером остается высокая энергоемкость тепличного овощеводства, формирующая довольно высокую инвестиционную стоимость подобных проектов и сравнительно длительные сроки окупаемости. Поэтому на рынке востребованы высокотехнологичные и наиболее энергоэффективные решения с высокой продуктивностью — такие проекты вполне могут быть достаточно конкурентоспособными и рентабельными", — рассуждает господин Клягин.
Мария Шишкина, аналитик ИК "Русс-Инвест", уверена, что сейчас все проекты в сфере сельского хозяйства или продовольственных товаров являются в России высокопривлекательными. "Связано это с тем, что активно идет процесс импортозамещения — благодаря девальвации рубля и во многом благодаря продовольственному эмбарго. Что касается производства клубники, то до 70 процентов всего объема потребления клубники — импорт. По крайне мере, так было в 2013 году до резкой девальвации рубля и до обострения геополитики. Основная сложность — в том, что могут возникнуть проблемы со сбытом продукции: зачастую торговые сети не слишком охотно берут отечественное продовольствие. Правда в последние месяцы такая тенденция начала несколько меняться, но пока еще остается актуальной", — выражает опасение она.