"Наиболее остро реформа здравоохранения почувствовалась в крупных городах"
Россияне разделяют недовольство митингующих врачей. Реформа здравоохранения не устраивает большинство граждан России, свидетельствует опрос "Левада-центра". Замдиректора организации Алексей Гражданкин обсудил ситуацию с ведущей "Коммерсантъ FM" Дарьей Полыгаевой.
49% опрошенных главной причиной выхода врачей на акции считают "непродуманную реформу, спущенную сверху, которая только углубляет проблемы здравоохранения". 63% респондентов уверены, что укрупнение больниц не повысит качество здравоохранения. Реформа, предложенная Минздравом, направлена на сокращение количества медицинских учреждений. Рабочих мест при этом может лишиться большое количество врачей.
— Россияне поддерживают протест врачей, а готовы ли они к нему присоединиться?
— Нет, данные наших исследований показали, что за последние полгода готовность к протестной активности резко снизилась. Единственный случай, когда мы встретили какую-то массовую поддержку в протестном выступлении, — это протесты врачей. Когда затрагиваются не символические права в целом, а жизни людей, они начинают чувствовать изменения острее и готовы солидаризироваться как в сфере здравоохранения, так и в сфере образования, если такого рода акции будут.
— В каких регионах протесты имеют наибольшую поддержку?
— Трудно сказать, наши данные не позволяют это выяснить, но мы знаем, что в Москве показатели поддержки существенно больше — 74%.
— А россияне уже почувствовали эту реформу?
— Я не могу сказать, мы не изучали достаточно глубоко медицинскую реформу. Я думаю, что наиболее остро она почувствовалась в крупных городах, здесь есть, где развернуться, есть такие учреждения, которые можно значительно сократить, объединить, укрупнить. В российской глубинке сама возможность для проведения этой реформы немного меньше, возможно, и эффект ее меньше.
— Задавали ли вы вопрос респондентам, на кого они возлагают ответственность за такую непродуманную реформу?
— Нет, мы этот вопрос не могли задавать, но можно предположить, что как всегда сама реализационная ответственность за это возлагается на правительство, но не на первых людей государства.