Правила игры
могут разрушить бизнес, выяснила корреспондент отдела потребительского рынка Екатерина Геращенко
Владелец сети кофеен "Шоколадница" и мастер-франчайзи Burger King в России Александр Колобов, избегавший общения с журналистами, сам того не желая, стал в одночасье "звездой" немецкого телевидения. На прошлой неделе телеканал RTL сообщил о нарушениях трудового законодательства холдингом Yi-Ko, который имеет право открывать по франшизе закусочные Burger King по всей Германии. Владельцами Yi-Ko являются господин Колобов и его партнер — бизнесмен турецкого происхождения Эргюн Йылдыз. Расследование репортеров показало: Yi-Ko удерживал отпускные, сверхурочные и зарплату сотрудникам, находившимся на больничном. Этому предшествовала серия репортажей о нарушениях санитарных норм в заведениях Burger King. Реакция владельца бренда не заставила себя ждать. "Это (выявленные нарушения.— "Ъ") не соответствует нашим принципам",— заявил газете Bild глава Burger King Deutschland Андреас Борк, сообщив, что пришлось расторгнуть договор с Yi-Ko. Правда, в этой истории пока нет абсолютных победителей. Александр Колобов и его партнер потеряли бизнес в Германии: сейчас закрыты все 89 немецких заведений Burger King (предприниматели в судах оспаривают решение владельца бренда разорвать контракт). А около 3 тыс. сотрудников закрытых закусочных остались без работы. Сейчас профсоюз обсуждает возможность трудоустройства своих коллег. Господин Колобов отказался обсуждать ситуацию в Yi-Ko.
Типичная для немецкого общества история, когда несоблюдение прав трудящихся грозит работодателю серьезными репутационными и финансовыми потерями, в России до сих пор выглядит экзотикой. В нашей стране, как утверждают рестораторы, не зафиксировано расторжение франчайзинговых договоров из-за того, что партнер нарушал трудовое законодательство. "Это не значит, что работников все устраивает, просто они не знают о возможности пожаловаться на работодателя",— уточнила Валентина Пилипенко, глава петербургской профсоюзной организации "Торговое единство", объединяющей работников торговли и общепита. Бывшие сотрудники российского Burger King тоже не в восторге от своего работодателя. Вот, например, один из них на сайте "О работе.net" пишет: "Маленькая зарплата, нет премий и дополнительного медицинского страхования, поэтому толпами нанимаются на работу выходцы из СНГ".
Формально в России франчайзинговые договоры обязывают соблюдать все требования российского законодательства, в том числе и трудового. Некоторые даже специально описывают правила управления коллективом, должностные обязанности. "Но контролируем мы в основном другое — санитарное состояние, качество продуктов",— заключает топ-менеджер одной из крупных компаний.