Следователей адаптировали к дорожным условиям
Сотрудников СК будут наказывать как простых водителей
Госдума приняла во втором чтении законопроект, согласно которому следователи смогут отделаться выговором или замечанием по службе за административные правонарушения. Исключение составляют нарушения ПДД: инспекторы ГИБДД будут штрафовать следователей, как и обычных водителей, а за езду в пьяном виде — отстранять от управления. В первоначальной версии депутаты хотели избавить сотрудников СК от общения с Госавтоинспекцией и водительских штрафов, но впоследствии Госдума передумала.
Принятые во втором чтении поправки к закону "О Следственном комитете" и КоАП касаются ответственности следователей за нарушение закона. Сегодня военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, пожарной службы, ФСИН и ФСКН за большинство административных проступков можно привлечь лишь к дисциплинарной ответственности, сделав, например, замечание или выговор. Год назад президент Владимир Путин предложил дополнить список силовиков сотрудниками СК, внеся в парламент соответствующий законопроект. В пояснительной записке сказано: следователи "не обеспечены гарантиями профессиональной независимости", что может привести "к вмешательству в их служебную деятельность", в частности, когда СК расследует дела о преступлениях, совершенных сотрудниками МВД или других ведомств.
В первом чтении законопроект был принят в октябре 2013 года. Однако осенью 2014 года думский комитет по госстроительству разработал новую редакцию поправок ко второму чтению ("Ъ" сообщал об этом 10 ноября). Дело в том, что в КоАП сделано исключение: если нарушается 12-я "водительская" глава КоАП, то любой водитель, даже силовик, наказывается на общих основаниях. Проще говоря, инспектор ГИБДД может оштрафовать или задержать права полицейского или военного. В осенней редакции 2014 года содержалась норма: за нарушение ПДД следователи не могут быть подвержены административному наказанию (кроме вождения в пьяном виде и в случаях, когда нарушение фиксирует камера). По данным "Ъ", поправки были разработаны после того, как в Госдуму поступило письмо от главы СК Александра Бастрыкина.
Законопроект в таком виде вызвал волну критики среди депутатов, включая единороссов. Против поправок выступило правовое управление (ПУ) Госдумы. "Такой подход к ответственности сотрудников Следственного комитета за правонарушения в области дорожного движения представляется недостаточно обоснованным с учетом того, что сотрудники иных органов несут ответственность на общих основаниях",— говорилось в заключении ПУ. По информации "Ъ", всю последнюю неделю законопроект дорабатывался при участии представителей СК. Депутаты запросили у них данные о фактах, когда инспекторы ГИБДД оказывали давление на следователей, но убедительных доказательств собрать не удалось. В итоге была принята фактически первая версия законопроекта образца 2013 года.
Получить комментарий у СК вчера не удалось. "Водители должны нести ответственность независимо от ведомственной принадлежности,— заявил "Ъ" первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Здравый смысл победил, принято взвешенное решение". Он отметил, что поправки могли бы "скомпрометировать самих следователей". "Сейчас среди сотрудников СК много молодых людей, было бы рискованно передавать им такую индульгенцию",— объяснил депутат. "Эти поправки ломали весь президентский замысел — приравнять следователей к спецсубъектам, но не сделать их выше других,— добавил единоросс Александр Хинштейн.— В новой редакции эта логика восстановлена". Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов говорит, что на практике инспекторы ГИБДД не всегда поступают со следователями так, как прописано в законе. "Их действия зависят от специфики региона,— отметил он.— В Москве за последние годы гаишники стали гораздо смелее, поэтому выписывают протоколы, пишут рапорты и отстраняют от управления всех нарушителей, включая судей и прокуроров. Но в регионах ситуация, к сожалению, не столь радостная — там действует закон "корочек" и "ксив"".