Полет против рынка

Как изменятся цены на авиабилеты

Российский авиарынок входит в зону турбулентности. Рост международных перевозок замедлился почти до нуля, внутренним линиям небольшой прирост по итогам года обеспечат лишь летние рейсы в Симферополь. А вот "Аэрофлот", невзирая на все эти проблемы, перезапускает свой лоукостер под новым именем "Победа".

Падение рубля и другие проблемы российской экономики становятся испытанием на прочность даже для ведущих авиакомпаний

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

НИНА ВАЖДАЕВА, ОЛЕГ ХОХЛОВ

Попытка N2

Российский лоукостер "Победа" совершит первый полет сегодня, 1 декабря. Его предшественнику, авиакомпании "Добролет", пришлось сложить крылья в августе в результате международных санкций: были аннулированы договоры лизинга двух Boeing, технического обслуживания и страхования, а также предоставления перевозчику аэронавигационной информации.

О перезапуске этого проекта стало известно в сентябре, и тогда представители перевозчика рассказывали "Деньгам", что до конца 2014 года дискаунтер будет эксплуатировать четыре Boeing. Два из них ранее использовал "Добролет", еще два должна была предоставить по договору сублизинга материнская компании — "Аэрофлот". В действительности самолетов у "Победы" пока будет три.

Для получения лицензии Росавиации на регулярные пассажирские перевозки требуется иметь не менее восьми воздушных судов, поэтому пока "Победа" будет летать по лицензии на чартерные рейсы. Представители "Победы" рассказали "Деньгам", что еще пять самолетов компания получит в свое распоряжение в 2015 году, но сроки назвать затруднились (переговоры с лизингодателями продолжаются). Купить билеты на даты позднее конца марта пока нельзя.

11 ноября в продаже появились билеты на ежедневные рейсы в шесть городов — Волгоград, Самару, Екатеринбург, Пермь, Тюмень и Белгород. В авиакомпании "Деньгам" рассказали, что только за первую неделю было продано около 20 тыс. билетов и лучше всего пока "грузится" Екатеринбург. 25 ноября открылось еще одно направление — Сургут. За первые сутки удалось продать 1 тыс. билетов. К 2018 году "Победа" планирует перевозить 10 млн пассажиров в год. Предполагается, что флот компании составит к тому времени 40 самолетов Boeing, а маршрутная сеть — более 45 внутрироссийских и международных направлений.

На первый рейс, в Волгоград, к вечеру 26 ноября, когда сдавался в печать этот номер "Денег", в продаже оставалось около 20% мест. Билет можно было приобрести за 2990 руб. (без учета стоимости аэропортовых сборов, а это еще примерно 450 руб.). Для сравнения: UTair предлагал улететь в город на Волге примерно за 5 тыс. руб., "Аэрофлот" и S7 — за 6 тыс. руб.

Минимальный тариф "Победы" в одну сторону составляет 999 руб. без учета сборов. По словам представителей "Победы", за минимальную цену планируется продавать 15-20% кресел — в зависимости от направления, заполняемости рейса и других факторов. Всего же предусмотрено 12 тарифов с шагом 500 руб. За 990 руб. в Волгоград уже не улететь. Минимальная цена на сайте "Победы" — 1999 руб. без учета сборов, максимальная (на 31 декабря) — 5999 руб. Специалисты перевозчика программировали ценовую матрицу так, чтобы средний тариф "Победы" был на 20-40% ниже предложений других компаний. Они утверждают, что разница обеспечивается исключительно "за счет сокращения издержек", а тарифы рассчитывались накануне запуска первых рейсов и поэтому учитывают актуальное состояние пассажирской авиации и вообще российской экономики.

Игра на вылет

В январе--октябре 2014 года российские авиакомпании перевезли 80,5 млн человек, за аналогичный период прошлого года — 72,3 млн. Международные перевозки прибавили менее 5%, внутренние — около 18%. Общий рост, таким образом, едва превысил 11%. До этого авиарынок прибавлял по 17% в год. При этом отмечаются изменения и в структуре продаж.

"Мы наблюдаем цепную реакцию. Пассажиры, которые раньше предпочитали арендовать персональный самолет, пересаживаются в бизнес-класс. Те, кто покупал бизнес-класс, переходят в эконом. Те, кто и так летал экономом, выбирают пересадочные рейсы, чартеры или лоукостеры",— рассказывает Дмитрий Толстенев, управляющий партнер российского авиаброкера Diamond Aero Group.

О перераспределении туристических потоков в пользу более дешевых направлений накануне рассказали представители Домодедово — в отчете по итогам работы в январе--октябре 2014 года. Пассажиропоток этого аэропорта за десять месяцев 2014-го достиг 28,69 млн человек и превысил показатели аналогичного периода прошлого года почти на 8% (впрочем, уже в октябре рост числа пассажиров составил лишь 5,4%, а рейсов было выполнено всего на 3,6% больше). Рост на внутренних линиях обеспечили Симферополь, Сочи, Омск, Калининград и Минеральные Воды, на международных — Хургада, Шарм-эш-Шейх, Кишинев, Ларнака и Верона.

О снижении пассажиропотока на международных линиях "Деньгам" рассказали в компании "Трансаэро": "Спад вызван политическими событиями в некоторых странах, например очередными волнениями в Египте и событиями на территории Украины. Из-за введенных в отношении России санкций снизилось количество туристов, которые отправляются в США, отменены рейсы в Лос-Анджелес. С другой стороны, растет популярность Китая". На внутренних маршрутах "Трансаэро" в январе--октябре удалось перевезти 10 млн человек — это почти на треть больше, чем в прошлом году. И это все Крым. Пассажиропоток в Симферополь вырос в 14 раз: в июне--сентябре на этом направлении было продано 174,5 тыс. билетов.

В то время как "Победа" в этой тяжелой ситуации готовится взлететь, другие перевозчики, напротив, близки к жесткой посадке. Этой осенью с серьезными финансовыми проблемами уже столкнулась UTair — третья по объему пассажиропотока авиакомпания в стране (с начала года она перевезла 10,5 млн человек). В середине ноября компания заявила о невозможности исполнения обязательств по оферте на 2,7 млрд руб. по причине "отсутствия денежных средств в необходимом объеме". Общий долг перевозчика перед банками и другими инвесторами превышает 70 млрд руб.

В самой компании пока дают оптимистичные прогнозы. "Корректнее говорить не о дефолте авиакомпании UTair, а о комплексной реструктуризации облигационных займов, находящихся в обращении нашей дочерней компании — "ЮТэйр-Финанс",— рассказали "Деньгам" представители перевозчика.— Есть уже и первые результаты программы по повышению эффективности "Импульс", которая была запущена в июле: согласно предварительным подсчетам, мы сможем сократить производственные расходы группы "ЮТэйр" на 10 млрд руб. до конца 2015 года".

На прошлой неделе курьезный случай произошел с самолетом авиакомпании "Катэкавиа" (входит в группу "ЮТэйр"). Шасси Ту-134 буквально вмерзли в летное поле в аэропорту Игарки. Пассажиры решили не ждать милости у погоды и высыпали из салона на помощь буксировщику. Неужели все так плохо? Нет. UTair — одна из самых быстрорастущих российских авиакомпаний. С 2002 года объем ее пассажирских перевозок увеличился примерно в восемь раз, за десять месяцев 2014 года — на 23%. В сегменте международных перевозок рост составил впечатляющие 44%. Показатель занятости кресел достиг 81%, что выше результата 2013 года на 4%. Что называется, too big to fail. Если что, авиакомпанию есть кому спасать: более 60% акций компании принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз".

Но если даже вдруг компании UTair не станет, на кошельке пассажиров именно это событие, скорее всего, никак не отразится. "На каждом из более или менее значимых федеральных маршрутов есть пять--семь перевозчиков, провозные мощности избыточные,— комментирует генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак.— Могут пострадать разве что специализированные региональные маршруты UTair в Западной Сибири, которые московским компаниям неинтересны". Другое дело, продолжает собеседник "Денег", что с аналогичными проблемами в скором времени может столкнуться любой другой перевозчик, за исключением разве что "Аэрофлота".

После новогодних праздников в пассажирской авиации наступает низкий сезон. Стоимость билетов в этот период традиционно снижается. Но в 2015 году цены должны, напротив, вырасти. "Цены неизбежно вырастут, так как сейчас они неоправданно низкие из-за дикой конкуренции",— считает Борис Рыбак. "Все будет зависеть от спроса, состояния рынка и разных макроэкономических процессов,— говорят в "Трансаэро".— Заметное влияние на стоимость билетов на международных маршрутах оказывает изменение курсов валют. Дорожает авиационное топливо. Кроме того, одним из факторов роста цен — причем как на внутренние, так и на международные перелеты — может стать и отмена тарифного регулирования в аэропортах Московского авиационного узла".

Вся лента