Обретая небо

В текущем году в соответствии с гособоронзаказом (ГОЗ) Объединенная авиастроительная корпорация планирует выпустить 90 новых боевых и учебно-боевых самолетов. Это в шесть раз больше, чем четыре года назад.

Новейшие многоцелевые истребители Су-35С (на фото — авиасалон Airshow China 2014) не только завоевывают покупателей и поклонников в Азии, но и с весны этого года исправно поступают на вооружение в российские ВВС

Фото: ОАК

В последние годы наблюдается устойчивая динамика роста производства и поставок новой боевой авиатехники по гособоронзаказу. Если в 2011 году на ГОЗ приходилось около четверти общего объема выпуска российских боевых самолетов, то в 2012-м — уже более 40%, а в 2013 году — свыше 70%. Возрождение планомерного производства военных самолетов для отечественных ВВС началось с 2005 года, когда был размещен заказ на первую партию из 12 новых учебно-боевых самолетов Як-130, а годом позже — на первые пять серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34. Первый крупный поставочный контракт — на 32 бомбардировщика Су-34 — компания "Сухой" смогла заключить только в 2008 году, спустя год заказ на 34 модернизированных истребителя МиГ-29СМТ (включая шесть "спарок") получила и РСК МиГ. Прошедший в августе 2009 года авиасалон МАКС-2009 принес "Сухому" еще три важных контракта — в первую очередь на первую партию из 48 новейших сверхманевренных многофункциональных истребителей Су-35С, а также на 12 самолетов Су-27СМ(3) и четыре Су-30М2. Спустя два года, в 2011-м, между Министерством обороны и корпорацией "Иркут" был заключен контракт на 55 учебно-боевых самолетов Як-130 производства Иркутского авиазавода (первые 12 машин этого типа строились еще в Нижнем Новгороде — на НАЗ "Сокол"). Особенно урожайным на новые заказы стал 2012 год, принесший контракты еще на 92 фронтовых бомбардировщика Су-34, 60 сверхманевренных двухместных многофункциональных истребителей Су-30СМ и 16 двухместных Су-30М2 для российских ВВС, а также на 24 корабельных многофункциональных истребителя МиГ-29К/КУБ для морской авиации ВМФ России. В октябре 2012-го был получен и первый контракт на 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А производства ульяновского ЗАО "Авиастар-СП". В течение прошлого года портфель заказов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) от Министерства обороны России пополнился новыми контрактами на истребители Су-30СМ и учебно-боевые Як-130, а также договорами поставок на 15 пассажирских Ан-148-100Е производства Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) и 6 самолетов-амфибий Бе-200ЧС (ПС) таганрогской сборки. Нынешней весной РСК МиГ получила контракт еще на 16 истребителей МиГ-29СМТ, а корпорация "Иркут" в сентябре подписала с Минобороны договор на 7 следующих Су-30СМ для морской авиации ВМФ.

В общей сложности за прошедшие десять лет Министерство обороны России заказало у промышленности свыше 430 новых боевых и учебно-боевых самолетов, из которых около половины уже поставлено в эксплуатацию, а также более 60 новых транспортных и специальных машин. В ближайшие годы ожидается заключение контрактов на новые партии истребителей Су-35С, Су-30СМ и учебно-боевых Як-130, а также на истребители МиГ-35С и ПАК ФА, самолеты-заправщики Ил-78М-90А, легкие военно-транспортные Ил-112В и др.

Весной нынешнего года летчики истребительного полка на аэродроме Дземги (Хабаровский край) приступили к полетам на новейших сверхманевренных многофункциональных истребителях Су-35С. Эта часть стала первой в российских ВВС, приступившей к перевооружению на самолеты данного типа.

В 2011 году был принципиально решен вопрос о заказе у корпорации "Иркут" партии двухместных сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ, адаптированных под требования российского Минобороны из экспортной модификации Су-30МКИ. Первый контракт на закупку 30 таких самолетов был заключен в марте 2012 года. Всего к настоящему времени Министерством обороны законтрактовано 72 самолета Су-30СМ, три десятка из них уже поставлены заказчику. Эти самолеты также поставляются морской авиации ВМФ России и будут нести службу по охране морских рубежей нашей страны.

Российская самолетостроительная корпорация МиГ в прошлом году приступила к реализации заключенного в феврале 2012 года контракта с Министерством обороны на поставку авиации ВМФ России 24 многофункциональных корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ (20 одноместных и 4 двухместных). Они адаптированы под требования российского Минобороны версиями самолетов МиГ-29К/КУБ, выпускаемых РСК МиГ с 2008 года серийно для ВМС Индии. Планом этого года предусмотрено изготовление десяти следующих МиГ-29К/КУБ для российской морской авиации.

Если все пойдет по плану, то уже в 2016 году на КнААЗе могут быть выпущены первые серийные истребители проекта Т-50, которые поступят в опытную эксплуатацию на войсковые испытания

Двухместный многофункциональный фронтовой бомбардировщик Су-34 принят на вооружение российских ВВС 20 марта 2014 года. Первой частью стала авиабаза в Воронеже, получившая 24 самолета Су-34, которыми были полностью укомплектованы две бомбардировочные эскадрильи. Началось перевооружение с Су-24М на Су-34 и 2-го бомбардировочного авиаполка — в Морозовске (Ростовская область). В рамках трех подписанных госконтрактов до 2020 года ВВС должны получить почти 130 фронтовых бомбардировщиков Су-34, из них полсотни на сегодня уже находятся в строю.

В рамках контракта на 55 учебно-боевых Як-130 Иркутский авиазавод корпорации "Иркут" к настоящему времени передал в Борисоглебский учебный авиационный центр фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации 38 самолетов. Первые из них поступили сюда в 2012 году, а всего с учетом девяти машин нижегородского производства в центре сегодня имеется уже почти полсотни Як-130. В этом году в Иркутске планируется изготовить более 20 новых Як-130, в том числе первые машины для новой авиационной группы высшего пилотажа ВВС России, которую планируется сформировать в Борисоглебске.

В рамках контракта с Министерством обороны России на 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А ульяновское ЗАО "Авиастар-СП" нынешним летом изготовило, а в октябре испытало первую серийную машину, которая передана ТАНТК им. Г. М. Бериева для последующего переоборудования в новый авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения. Предполагается, что к концу десятилетия ежегодный темп выпуска таких самолетов в Ульяновске достигнет 18 машин. При этом в ближайшее время должен быть заключен контракт на поставку крупной партии самолетов-заправщиков Ил-78М-90А на базе военно-транспортного Ил-76МД-90А.

ВАСО, в свою очередь, продолжает производство и поставки Министерству обороны пассажирских Ан-148-100Е. Уже поставлено четыре самолета.

В ближайшее время должен быть заключен контракт на постройку на ВАСО первых опытных образцов перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Поставки серийных машин этого типа российскому Минобороны могут начаться до конца этого десятилетия. Минобороны России продолжает уделять внимание и модернизации ранее выпущенных самолетов. ВВС России уже возвращены после модернизации свыше полусотни истребителей Су-27СМ (эти работы выполнялись заводом-изготовителем в Комсомольске-на-Амуре в 2003-2009 годах), два десятка фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 (Новосибирский авиазавод им. В. П. Чкалова, 2007-2009 годы), около 80 штурмовиков Су-25СМ (ОАО 121 АРЗ, с 2002 года) и свыше полусотни истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ (НАЗ "Сокол", с 2006 года).

В части модернизации ранее выпущенных боевых самолетов фронтовой авиации в настоящее время актуальными остаются главным образом две программы — по штурмовикам Су-25СМ и истребителям-перехватчикам МиГ-31БМ.

В ближайшее время должны начаться и давно анонсированные работы по глубокой модернизации строевых самолетов дальней авиации. Ракетоносцы-бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3 будут проходить ее на Казанском авиационном заводе ОАО "Туполев" (пока здесь осуществлялись только их средний ремонт и контрольно-восстановительные работы), а Ту-95МС — в ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге.

ТАНТК им. Г. М. Бериева в 2013 году завершил модернизацию третьего по счету авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50 (первый А-50У был поставлен ВВС в 2011 году, второй — в 2012-м). Третий модернизированный А-50У вернулся на свою авиабазу в марте этого года.

АК им. С. В. Ильюшина в этом году приступил к поставкам в строевые части морской авиации ВМФ России модернизированных противолодочных самолетов Ил-38Н. Первый Ил-38Н был сдан заказчику в июле, а в октябре была готова уже вторая машина. В рамках контракта 2012 года ОАО "Ил" совместно с недавно вошедшим в его состав ЭМЗ им. В. М. Мясищева должно модернизировать по типу Ил-38Н пять строевых самолетов Ил-38. В дальнейшем предполагается доработка подобным образом еще более десятка Ил-38 морской авиации. Кроме того, АК им. С. В. Ильюшина и ЭМЗ им. В. М. Мясищева продолжают работы по модернизации и созданию новых версий специального назначения на базе самолетов Ил-20М и Ил-22.

В ближайшие годы ОАК планирует приступить к серийному производству авиационных комплексов нового, пятого поколения. Первым из них станет создаваемый компанией "Сухой" перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации ПАК ФА, или Т-50. В течение 2009-2013 годов Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом компании "Сухой" изготовлено пять летных экземпляров ПАК ФА. Если все пойдет по плану, то уже в 2016 году на КнААЗе могут быть выпущены первые серийные истребители этого типа, которые поступят в опытную эксплуатацию на войсковые испытания.

Также ведутся работы и по перспективному авиационному комплексу дальней авиации. Работы ведутся ОАО "Туполев" в широкой кооперации с другими предприятиями ОАК. Серийный выпуск таких самолетов планируется развернуть на Казанском авиазаводе ОАО "Туполев".

Андрей Фомин

Вся лента