«Авиастар» загружают малым
Заказы по проекту Ил‑114 могут разместить в Ульяновске
Руководство ОАО «Ил» планирует разместить на площадях ЗАО «Авиастар-СП» помимо серийного производства транспортного самолета Ил‑76 МД‑90 А сборку российско-индийского MTA, перспективных рамповых транспортных самолетов проекта «Ермак», которые должны будут заменить Ан‑22 и Ан‑124 («Руслан»). Также не исключается, что на «Авиастаре» будет размещено производство Ил‑114, хотя ранее рассматривалась возможность сборки этого самолета на самарском «Авиакоре». Правительство Ульяновской области намерено «бороться» за Ил‑114, в свою очередь, «Авиакор» намерен добиваться размещения заказа на его площадях.
Ульяновский самолетостроительный завод «Авиастар-СП» в предстоящие годы будет загружен максимально заказами на производство новых перспективных типов самолетов. Об этом в интервью „Ъ“ сказал генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Сергеев после состоявшейся в минувшую пятницу церемонии передачи первого серийного самолета Ил‑76 МД‑90 А заказчику. «Производство самолетов на „Авиастаре“ будет просто в колоссальных объемах. Мы планируем финальную сборку самолета MTA по заказу Минобороны организовать в Ульяновске. Также планируем разместить здесь и производство семейства новых перспективных транспортных самолетов по программе „Ермак“», — отметил гендиректор. Он также не исключает, что и планируемое производство самолета Ил‑114 может быть также размещено на «Авиастаре». «„Авиастар“ будет очень активно участвовать в кооперации по строительству самолетов Ил‑112, которые будут собираться в Воронеже, без участия „Авиастара“ эту программу не поднять. Что касается Ил‑114, это надо рассматривать, исходя из модельного ряда, который планируется запустить в ближайшие 5–6 лет, исходя, из возможностей, в первую очередь, „Авиастара“, а также ВАСО и каких-то других предприятий», — пояснил господин Сергеев. Он также добавил, что «во всех авиационных городах существует кадровый голод, и поэтому решения будут приниматься, исходя из наличия кадрового потенциала и оснащенности предприятий».
Ил‑114 — двухмоторный самолет для местных и региональных воздушных линий. Первый полет — в 1990 году. Выпускался в Ташкенте (ТАПОиЧ), построено 17 машин. Осенью Владимир Путин поддержал идею разработки на базе Ил‑114 современного пассажирского самолета. MTA (Medium Transport Aircraft) — многоцелевой транспортный самолет, разрабатываемый ОАО «Ил» совместно с индийской компанией HAL. Программа «Ермак» — семейство перспективных рамповых транспортных самолетов на замену Ан‑22 и Ан‑124 (по данным ОАО «Ил», предполагается разработка двух-трех типов самолетов с высокой степенью унификации составляющих планера и оборудования. Начать разработку планируется в 2016 году с выходом на серию в 2023–2024 годах).
Стоит отметить, что днем ранее, выступая на заседании наблюдательного совета консорциума «Ульяновск-Авиа», губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в качестве одной из важнейших задач назвал необходимость донести до федерального центра, что именно Ульяновск должен стать базой для производства Ил‑114. Между тем напомним, на размещение производства Ил‑114 на своих площадях надеется самарский «Авиакор — авиационный завод», который с остановкой программы Ан‑140 теряет 65 процентов заказов. В конце июля Владимир Путин дал поручение профильным министерствам проработать вопрос возможности производства Ан‑140 на базе самарского завода.
Гендиректор «Авиастара» Сергей Дементьев полагает, что «Авиастар» в перспективе справится с большим дополнительным объемом заказов. По его словам, «по MTA „Авиастар“ — головное предприятие, и это, наверное, правильно». Он также заметил, что «Авиастар» уже проводил проработку финансовой модели восстановления производства Ан‑124, а этот проект сопоставим с программой «Ермак». Комментировать возможность сборки Ил‑114 гендиректор не стал, заметив, что вопрос пока не решен. В то же время источник, близкий к руководству предприятия, пояснил „Ъ“, что Ил‑114 может уже оказаться чрезмерной нагрузкой предприятия, хотя «Авиастар» по этому типу вполне может работать в рамках кооперации.
В то же время первый вице-премьер правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров считает, что «и размещение сборки Ил‑114 на „Авиастаре“ вполне реально». «Мы боремся за этот проект. Просто надо заняться внутренней эффективностью предприятия, вывести из периметра „Авиастара“ непрофильные бизнесы, освободив площади под сборку. И в ОАК эта идея не отторгается, поскольку мы лучше других по оснащению и готовности. А кадровый вопрос решается — у нас полная система их подготовки плюс хорошая жилищная программа, и мы можем также привлекать их из-за пределов области», — подчеркнул вице-премьер.
В то же время директор авиационного бизнеса холдинга «Русские машины» (в который входит «Авиакор») Дмитрий Родин отмечает, что «вопрос пока не решен»: «Самарский „Авиакор“ обладает уникальными компетенциями по строительству турбопропов. Мы сейчас подготовили бизнес-план проекта, программу техперевооружения предприятия, заручились поддержкой губернатора Самарской области Николая Меркушкина, и надеемся, что наш подход позволит государству принять решение о производстве Ил‑114 именно в Самаре».
В ОАК заметили, что по ИЛ‑114 «все будет оцениваться в соответствии с целесообразностью», и «речь может идти, скорее, о возможности размещения производства некоторых агрегатов, но не самолета в целом».
Между тем глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что из трех предприятий ОАК «Авиастар» — наиболее предпочтительный с точки зрения готовности, снижения стоимости проекта, к тому же SWOT-анализ Минпромторга показал, что у «Авиастара» самые лучшие показатели из всех самолетостроительных заводов, за исключением кадрового потенциала (хотя губернатор заявляет, что и проблемы кадров нет. — „Ъ“). «Проблему кадров можно закрыть, остается вопрос, за чей счет гулять. Если регион вложит свои деньги в подготовку персонала, это отличная история, если бюджет денег не даст, тогда история сомнительная», — заметил эксперт. По его мнению, шансы «Авиакора» получить сборку Ил‑114 невелики, поскольку «Ил‑114 — нерыночная программа, и инвестиции не оправдает, а федеральное правительство постарается либо дать деньги госкорпорации — ОАКу (а „Авиакор“ в ОАК не входит), либо потребовать, чтобы „Русские машины“, в свою, очередь вложили также очень большие деньги».