«К концу января мы увидим закрытие большого количества ресторанов»
Президент Федерации рестораторов и отельеров о ситуации в отрасли
В Санкт-Петербурге закрывается ресторан самого титулованного в мире шеф-повара Алена Дюкасса. Об этом сообщает "Деловой Петербург". Кроме того, по информации издания, с начала года в Северной столице с рынка ушло более 13 заведений. В Москве, по оценке экспертов "Коммерсантъ FM", закрылось в два раза больше ресторанов. Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаны Барыкиной.
— Разъясните, как же ресторанный бизнес сейчас в Москве себя чувствует?
— Понятно, что, в любом случае, не только ресторанный бизнес себя так чувствует сегодня, но и в большой степени вся экономика пока в такой ситуации. Естественно, так как у нас не завтракают, не обедают и не ужинают в ресторанах как потребность, поэтому в любом случае при снижении заработной платы или потере работы, люди прекращают ходить в рестораны, поэтому мы наблюдаем снижение спроса. Покупательная способность населения снижается, мы наблюдаем точно так же снижение спроса. Если даже люди ходят, то чек становится меньше, и так далее.
— Но сейчас какая ситуация?
— Эта ситуация началась с начала лета, с запрета на курение. Запрет на курение повлек за собой от 15% до 35% снижение товарооборота. Следом ввели санкции, дальше рубль, и все это, как снежный ком, начало катиться.
— А в первую очередь кто страдает, какие рестораны, среднеценовые или премиум-класса?
— Это всегда среднеценовые категории. Из опыта кризиса 1998 и 2008, конечно, страдают среднеценовые ресторанные категории. В дорогие рестораны при их качестве, которые уже давно на рынке, как ходили люди, так ходят. В момент кризиса кто-то становится богаче, кто-то становится беднее. Естественно, работают совсем дешевые заведения. Но у нас нет совсем дешевых, потому что большая аренда, которая у нас с вами существует, которая привязана к доллару, повлияла точно также, еще сильнее на цены, естественно, конечно, санкции плюс коллеги наши из различных других регионов мира тоже подняли цену. Поэтому в определенной степени цены на продукты у нас тоже повысились, мы, конечно, сильно задирать их не можем, потому что у нас возможности уже нет, потому что покупательная способность населения меньше становится. И это все влияет на то, что меньше становится людей, нам нужно платить заработную плату, нам нужно платить аренду, нам нужно платить за кредиты, нам нужно платить за товар, который нам дали компании.
— Сейчас все-таки время собирательное, как в этом году новогодние праздники, какой у вас прогноз?
— Я думаю, что, опять же из опыта кризисов, которые были до этого, не будет корпоративов, поэтому подушку безопасности, которую можно себе было бы накопить, которая дает возможность дожить до дня Святого Валентина, когда уже к концу января, началу февраля начинают люди активно ходить, которые потратили деньги. Я думаю, что к концу января — началу февраля мы увидим закрытие большого количества заведений.