"Если дегустатор чая не чувствует вкус, производство может остановиться"
Знаток настоящего английского чая застраховал свои вкусовые рецепторы на 1 млн фунтов стерлингов. Специальное страховое покрытие для своего штатного дегустатора купил производитель чая, компания Tetley. Дело в том, что успех бизнеса Tetley буквально держится на языке Себастьяна Михаэлиса. Он может распознавать около 1,5 тыс. сортов напитка. Подробности — у Светланы Беловой.
В компании Tetley работают семь дегустаторов чая, но только вкус Себастьяна Михаэлиса считается безупречным. На тестирование напитка у него уходит не более 15 сек. Компания Tetley — второй по объемам производитель чая в мире. Британский концерн выпускает около 60 сортов продукта. Гарантией того, что покупатель будет из года в год покупать именно тот чай, к которому привык, являются именно вкусовые рецепторы дегустатора. Специалист этот редкий. В России таких профессионалов не готовят со времен распада Советского Союза. Поэтому, например, "Московская чайная фабрика" очень дорожит своим дегустатором Лианой Григорьевной, отметил менеджер по рекламе и пиару фабрики Валентин Бегун.
"Задача титестера — собрать купаж чая, а чай меняется каждый год в зависимости от климата, от кустов, от чего угодно, собрать такой же вкус, который был всегда, чтобы он всегда был неизменен. В день предзакупки титестер может попробовать 300-500 чашек чая. При этом он должен понимать, что он пробует не просто чай, а разные купажи. Он должен понимать, какие он потом купит. Если вдруг у титестера ОРЗ, и она не чувствует вкус, то все, производство может остановиться, потому что она не сможет закупить тот чай, который нужен", — пояснил Бегун "Коммерсантъ FM".
Впервые свои вкусовые сосочки застраховал еще 20 лет назад известный ресторанный критик Эгон Роней. Свои органы вкуса он оценил в 250 тыс. фунтов стерлингов. В случае если мистер Роней потеряет вкус, компания Lloyd’s выплачивала бы мистеру Ронею по 80 тыс. фунтов в течение трех месяцев. Позже французский винодел и дегустатор Илья Горт застраховал свое обоняние почти на 4 млн фунтов. Наиболее высоко оценены вкусовые сосочки дегустатора дорогих сортов кофе Дженнаро Пеличчиа из компании Costa Coffee. В 2009 году тестор застраховал свои рецепторы на 10 млн фунтов стерлингов. Однако все эти контракты похожи на простой пиар. Ни одна страховая компания всерьез не будет разрабатывать такой продукт, уверен генеральный директор кредитного и страхового брокера "Класс!" Алексей Казарин.
"Возникает много сопутствующих вопросов. Как будет фиксироваться наступление страхового случая? Какие подтверждающие документы нужно будет предоставить страховой компании, чтобы получить страховое возмещение? Вкусовые рецепторы могут работать или не работать, но как, с врачебной точки зрения, доказать, что они перестали функционировать в нормальном режиме, мне трудно понять", — отметил Казарин.
Иногда экзотические виды страхования появляются и в российских компаниях. Так, певица Земфира страховала свои пальцы на 100 тыс. фунтов, Николай Басков — свой голос на 1,3 млн фунтов, певец и стилист Сергей Зверев свои руки оценил в 640 тыс. фунтов. Однако, как правило, подобные контракты попадают к артистам в качестве подарочных сертификатов от страховщиков. Сами звезды потом эти страховки не продлевают, подтвердил муж и продюсер певицы Таисии Повалий Игорь Лихута.
"У нас больше десяти лет назад была контрактная история на год на 1 млн гривен, в то время это были очень большие деньги, с одной из крупнейших украинских компаний. Этот контракт длился год, и ни одна из сторон не испытала желание его продлевать", — рассказал Лихута "Коммерсантъ FM".
Больше всего свои части тела как рабочий инструмент ценят спортсмены. Например, самая крупная страховка среди футболистов оформлена на Лионеля Месси. Сумма компенсации по ней — 435 млн фунтов стерлингов. При этом ежегодный взнос составляет около 300 тыс.