Химикам нашли дело
Спор «КуйбышевАзота» и Сбербанка из-за суммы свыше 1 млрд рублей вылился во второе уголовное дело
Начальник финансово‑экономического управления ОАО «КуйбышевАзот» (КуАз) Лариса Смолева заключена под стражу до 18 января 2015 года в связи с подозрением в покушении на мошенничество в особо крупных размерах. Следователи заподозрили госпожу Смолеву в причастности к преступлениям, совершенным экс-руководителем Автозаводского управления Сбербанка России Светланой Лисицыной. Уголовное дело в отношении последней было возбуждено еще в 2012 году, она обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, якобы совершенном ею во время исполнения договора между КуАзом и Сбербанком по оказанию комплекса услуг на рынке ценных бумаг. За совершенные в рамках этого договора сделки с векселями «КуйбышевАзот» пытается взыскать с банка убытки в размере 1,4 млрд рублей.
Как стало известно „Ъ“, 18 ноября начальник финансово‑экономического управления ОАО «КуйбышевАзот» (КуАз) Лариса Смолева была задержана по подозрению в покушении на мошенничество в особо крупных размерах (ч. 3 ст. 30 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ). После этого 20 ноября Самарский районный суд принял решение об избрании в отношении госпожи Смолевой меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца до 18 января 2015 года (соответствующее постановление суда имеется в распоряжении „Ъ“).
Согласно постановлению суда, уголовное дело в отношении госпожи Смолевой было выделено в отдельное производство из дела, возбужденного в 2012 году в отношении уже экс-управляющего Автозаводского отделения Поволжского банка Сбербанка России Свтеланы Лисицыной. Она обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Напомним, спор «КуйбышевАзота» и Сбербанка России в лице Автозаводского отделения Поволжского банка длится уже несколько лет. Напомним, в 2003 году КуАз заключил с банком договор о комплексе услуг на рынке ценных бумаг, по которому кредитная организация обязалась искать юридических и физических лиц, заинтересованных в приобретении у «КуйбышевАзота» векселей Сбербанка, готовить все сопутствующие документы и производить мену векселей. КуАз обслуживался в Автозаводском отделении банка в Тольятти, который возглавляла Светлана Лисицына. Как заявлялось во время рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в марте-мае 2010 года поручения «провести мену векселей», в результате которой «КуйбышевАзот» рассчитывал получить больше 1,68 млрд рублей, «были исполнены частично». В сентябре 2012 года КуАзом был подан иск о взыскании с банка 1,68 млрд рублей, впоследствии сумма иска была увеличена до 1,71 млрд рублей. Суд первой инстанции требования КуАза удовлетворил частично — на 1,69 млрд рублей. Сбербанк обратился в 11-й арбитражный апелляционный суд, дабы оспорить это решение. В январе текущего года КуАз и Сбербанк заявили о возможности мирного урегулирования спора, однако в марте от этой идеи отказались. В итоге 19 мая 11-й арбитражный апелляционный суд отменил решение областного арбитража и принял новое, которым в удовлетворении требований «КуйбышевАзота» по взысканию со Сбербанка 1,7 млрд рублей отказал. В июле текущего года КуАз и Сбербанк направили жалобы на определение апелляционной инстанции в ФАС Поволжского округа. Банк не вполне устраивала мотивировочная часть решения, завод — резолютивная. Однако ФАС Поволжского округа оставил решение апелляции в силе. В ноябре текущего года КуАз подал в арбитраж новый иск к Сбербанку, в котором хочет взыскать с него убытки по договорам с векселями в размере 1,4 млрд рублей.
Тем временем в октябре 2012 года следственный отдел УФСБ России по Самарской области возбудил уголовное дело в отношении Светланы Лисицыной по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). В декабре 2012 года деяния Светланы Лисицыной были переквалифицированы в ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). 25 декабря 2013 года госпоже Лисицыной было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. На следующий день прокурор Самарской области Мурат Кабалоев изъял уголовное дело из СО УФСБ России по Самарской области и передал для дальнейшего расследования в СЧ ГСУ ГУ МВД России по региону. Согласно определению суда, в период с 8 января 2003 года по 24 мая 2010 года Светлана Лисицына, «действуя от имени банка, заключила с различными аффилированными ей организациями ряд договоров на продажу векселей», принадлежащих «КуйбышевАзоту». В течение семи лет госпожа Лисицына, согласно постановлению Самарского районного суда, «проводила экономически нецелесообразные для отделения, рискованные и нерегламентированные нормативными документами Сберегательного банка РФ (ОАО) операции с векселями на крупные суммы, в результате чего причинила банку существенный вред». В ходе расследования этого уголовного дела якобы и была выявлена причастность к совершению данного преступления Ларисы Смолевой. В итоге 18 ноября она была задержана и допрошена, а 20 ноября взята под арест. Об избрании такой меры пресечения ходатайствовал следователь. «Следователь считает, что, находясь на свободе, Смолева Л. В. может продолжить заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по делу путем оказания давления на свидетелей и уничтожения доказательств, поскольку местонахождение ряда поддельных документов, с использованием которых совершалось преступление, до настоящего времени не установлено, а также иным образом воспрепятствовать установлению истины по делу, скрыться от органов предварительного следствия и суда», — указано в определении суда.
В ГСУ при ГУ МВД России по Самарской области, ОАО «Куйбышевазот» и ОАО «Сбербанк России» вчера получить комментарии не удалось — на запрос „Ъ“ не ответили. Связаться с адвокатом госпожи Смолевой также не представлялось возможным. Источники „Ъ“, близкие к КуАзу, рассказали, что вскоре после повторного обращения завода в арбитраж с новым иском к Сбербанку «активизировалась работа правоохранительных органов по данному делу». «„Срочно“ возникают новые обстоятельства в этом уголовном деле, появляются новые показания экс-сотрудников Сбербанка, якобы изобличающие начальника финансово‑экономического управления „КуйбышевАзота“. Примечательно, что ранее указанные сотрудники банка в течение двух лет излагали иную версию событий, в сейчас кардинально изменили свою позицию, притягивая уже сотрудников предприятия», — рассуждает собеседник „Ъ“, пожелавший остаться неназванным. По информации источника „Ъ“, близкого заводу, свидетели не утверждали, а лишь предположили, что Лариса Смолева «могла понимать формальный характер сделок», и якобы на этих основаниях она была взята под стражу. По информации собеседника „Ъ“, госпожа Смолева, кроме прочего, является «довольно крупным акционером предприятия, получающим дивиденды» (согласно списку аффилированных лиц КуАза, Ларисе Смолевой принадлежит 0,243 % обыкновенных акций. — „Ъ“). «И какой же смысл ей, профессионалу, отлично понимающему все последствия таких схем, было рисковать», — недоумевает источник „Ъ“, предполагая, что сложившая ситуация может быть расценена как «жест устрашения и попытка давления» в отношении КуАза.