"Кировский завод" вернется на родину
Холдинг продает активы в Германии
Машиностроительный "Кировский завод", подконтрольный Георгию Семененко, продает проблемные станкостроительный и автобусный заводы в Германии. В холдинге решение объясняют санкциями, неблагоприятной экономической и политической ситуацией и девальвацией рубля. Но на рынке полагают, что это лишь повод, чтобы объяснить столь быстрый выход из убыточных бизнесов, другие машиностроители свои зарубежные активы пока сохраняют.
Петербургский холдинг "Кировский завод" планирует продать два убыточных актива в Германии — станкостроительный Monforts Werkzeugmaschinen и завод по сборке автобусов Goppel Bus. Причиной названы санкции, "внешнеполитическая обстановка и неблагоприятная экономическая конъюнктура". Кроме того, меры по стимулированию импортозамещения в РФ и падение рубля "практически закрыли российский рынок для продукции немецких дочерних компаний". В холдинге сообщили "Ъ", что покупателей пока нет, оценки активов еще не было.
"Кировский завод" купил Goppel Bus и Monforts в начале 2013 года, по неофициальной информации, за несколько десятков миллионов евро. Оба завода были в сложном положении: при снижении заказов на Goppel Bus началась процедура банкротства, Monforts был на грани этого. Теперь банкротство вновь началось: предприятия подали заявления в начале ноября. В октябре началось и банкротство ООО "Киров-Трансмишн" (делает детали трансмиссий), дилера Monforts ООО "Киров-Станкомаш"; введено внешнее наблюдение в отношении металлургического ЗАО "Петросталь". Вчера "Кировский завод" объявил о новой производственной стратегии, отказавшись от низкорентабельных станкостроения и производства комплектующих, но оставив тракторостроение, военное и энергомашиностроение, металлургию.
Выручка "Кировского завода" по РСБУ по итогам девяти месяцев года, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", упала на 24%, до 1,6 млрд руб., чистая прибыль выросла на 84%, до 554,6 млн руб. Краткосрочная задолженность увеличилась на 42%, до 6,4 млрд руб., долгосрочная снизилась на четверть — до 1,1 млрд руб.
Источники "Ъ" на рынке отмечают, что изначально немецкие активы "Кировского завода" приносили "сплошные убытки", а текущая макроэкономическая ситуация "могла стать удобным объяснением быстрого выхода из этих бизнесов". Другие российские машиностроители свои зарубежные активы сохраняют. Глава концерна "Тракторные заводы" (КТЗ; в него входят немецкий производитель сельхозтехники Vogel & Noot, литейная Luitpoldhuette и датский производитель лесозаготовительной техники Silvatec) Михаил Болотин сообщил "Ъ", что КТЗ "продавать зарубежные активы не планирует" — заводы прибыльны, а Luitpoldhuette даже выплачивает дивиденды. Курсовые колебания не сказываются на операционной деятельности, говорит он, поскольку "активы ориентированы на европейский рынок". Владелец немецкой судостроительной Nordic Yards Виталий Юсуфов (во многом ориентирована на российские заказы) отмечает, что стратегия компании не изменилась: "Nordic Yards по-прежнему стремится активно участвовать в российских конкурсах и выполнять заказы в кооперации с российскими судостроителями". Российские компании с активами за рубежом "генерируют валютную выручку", добавляет директор ассоциации "Росагромаш" Евгений Корчевой, приводя в пример канадскую Buhler Industries (с 2007 года принадлежит "Ростсельмашу").
Виталий Юсуфов говорит, что "колебания валютного курса давят на экономику проектов, связанных с импортными поставками или законтрактованных в рублях". Он добавляет, что "несмотря на стратегически правильный курс на импортозамещение, сложно в краткосрочной перспективе добиться результатов по всей номенклатуре импортируемой продукции". Импортозамещение должно происходить там, "где можно производить наиболее востребованную и высокомаржинальную продукцию", иначе есть риск роста себестоимости за счет инвестиционного компонента в цене, считает он.