ФАС высадилась в Керчи
Оператора переправы подозревают в завышении цен
ФАС подозревает Единую транспортную дирекцию (ЕТД), обеспечивающую паромную переправу через Керченский пролив, в необоснованном завышении цен. По мнению чиновников, дирекция использовала неверную методику расчета тарифов. В минтрансе Крыма полагают: необходимость проверки работы ЕТД назрела давно, местные ритейлеры считают высокую стоимость переправы одной из причин роста цен на продукты в регионе. Но эксперты опасаются, что снижение тарифов вызовет технологические проблемы на переправе, а источники "Ъ" объясняют ситуацию желанием местных властей самостоятельно управлять оператором, который сейчас подведомственен Минтрансу РФ.
Управление ФАС по Республике Крым и Севастополю возбудило дело в отношении АНО ЕТД "по факту необоснованного завышения цен на грузопассажирские перевозки", сообщил глава региона Сергей Аксенов на своей странице в Facebook. По его словам, в ближайшее время необходимо проверить механизмы ценообразования на Керченской паромной переправе. Несмотря на то что окончательных выводов пока нет, Сергей Аксенов уже попросил подключить "к данному процессу ФСБ". В пресс-службе ФСБ по Крыму "Ъ" подтвердили факт публичного обращения главы региона за оказанием содействия ФАС в ходе проверки ЕТД.
В центральном аппарате ФАС РФ отмечают, что при установке тарифов на переправу нет единой методики — например, в одних случаях расчет стоимости перевозки производится исходя из загрузки судна на 100%, а в других — на 50%. Кроме того, расчеты базируются на плановых показателях, а не на фактических перевозках, которые резко выросли.
Среди других претензий ФАС — включение в тариф расходов на питание, что можно расценивать как навязывание услуги, а также расходов по временному ввозу, хотя паромы теперь не пересекают границу России и Украины. Если ЕТД признают виновной, компания может быть привлечена к административной ответственности со штрафом 1-15% от годовой выручки.
ЕТД создана в апреле по поручению правительства РФ на базе АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр". Работу оператора координирует Минтранс РФ, но тарифы ЕТД устанавливает сама. Пассажирский билет в одну сторону стоит 162 руб., перевозка легкового автомобиля — 1,2-2,3 тыс. руб. (в зависимости от габаритов), грузовика — 2,8-14,7 тыс. руб. С января по сентябрь пассажиропоток на переправе составил 2,3 млн человек (втрое больше, чем в 2013 году), поток автотранспорта увеличился почти в пять раз, до 503 тыс. единиц. На переправе регулярно возникают заторы, летом на подходе к порту Кавказ скапливалось до 3 тыс. машин.
Министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин заявил "Ъ", что "проверка обоснованности тарифов на паромной переправе назрела давно", добавив, что "там могли быть сверхприбыли". Глава ассоциации "Торговля Крыма" Сергей Макеев утверждает, что из-за завышенных цен на переправу в регионе растут цены на продукты. Недовольство работой ЕТД не раз высказывали поставщики товаров и руководители крымских филиалов торговых сетей, которые почти на 80% перешли на поставки товаров из РФ, добавляет господин Макеев. "Рассказывали, что на переправе процветает коррупция: чтобы пропустить грузовик без очереди, нужно заплатить примерно 7 тыс. руб., так что очереди и неразбериха создаются искусственно",— утверждает он.
Источник "Ъ" в правительстве Крыма говорит, что Сергей Аксенов планирует "полностью подчинить" переправу Минтрансу региона, чтобы "навести порядок". Этот вопрос, по информации собеседника "Ъ", уже "решается в Москве". В ЕТД от комментариев отказались, в Минтрансе РФ на запрос "Ъ" не ответили. Но еще в апреле глава ФСТ Сергей Новиков говорил о необходимости ввести госрегулирование тарифов на переправу. Служба уже подготовила поправки к закону о естественных монополиях, но законопроект все еще находится на рассмотрении правительства.
Гостарифы на транспорте, как правило, вводятся для снижения цен, но тогда встает вопрос об источниках покрытия расходов ЕТД на приобретение и обслуживание паромов, считает Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. По его мнению, усиление госконтроля может приостановить технологическое развитие переправы.