Вкус к воде
Уровень износа фондов в сфере водоснабжения и водоотведения в России доходит до 60-80%. И это в условиях исторической недооценности воды в стране?! Несмотря на эти критические сложности, Банк Москвы готов предоставлять водоканалам кредитные средства, но у них самих пока нет понимания, смогут ли они расплатиться в срок.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, по итогам 2013 года 75% предприятий водоснабжения были убыточными, а 84% предприятий водоотведения — глубоко убыточными.
Поднадзорное качество
Водоснабжение и водоотведение не та отрасль, где экономить и оптимизировать издержки можно до бесконечности. На кону качество воды, которую ежедневно получают миллионы россиян, а значит, их здоровье.
Качество воды регулярно контролирует множество надзорных органов, а Министерство природных ресурсов и экологии РФ даже публикует рейтинги, где этот качество воды фигурирует в числе ключевых параметров, формирующих качество жизни. По итогам 2013 года среди 83 городов наиболее благополучными с точки зрения экологии стали Уфа, Саранск, Вологда, Москва и Воронеж. В числе же аутсайдеров — Магадан, Барнаул, Махачкала, Кызыл, Астрахань, Петрозаводск, Тверь, Горно-Алтайск, Иркутск, Курган. А значит, именно им предстоит серьезно поработать над своими показателями, в том числе качества воды. Отрасль водоснабжения и водоотведения стратегическая. В планах правительства РФ — обеспечить 90% населения России к 2020 году чистой водой, соответствующей санитарным нормам. Сегодня ею обеспечено лишь 60% населения.
Чтобы выйти на эти показатели, нужна дорогостоящая модернизация, при этом даже без учета замены оборудования расходы на операционную деятельность водоканалов огромны. Даже электроэнергия водоканалам обходится недешево. По словам Елены Довлатовой, исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), водоснабжение и водоотведение — очень энергоемкие производственные процессы, особенно очистка сточных вод, подъем воды. Они могут занимать до 40% в составе затрат. При этом электроэнергию водоканалы получают не как потребители социальной сферы, а как прочие потребители. То есть по тем же тарифным ставкам, что и промышленные предприятия. И это исполнительный директор РАВВ считает несправедливым.
Неуправляемые доходы
Ключевой задачей государства является обеспечение к 2020 году населения чистой, соответствующей всем санитарным нормам питьевой водой, поэтому с точки зрения социального благополучия жителей должна проводиться эффективная политика в области регулирования тарифов. По словам представителей водоканалов, тарифы на воду сейчас сильно занижены, и именно это является одним из главных препятствий для своевременной модернизации фондов. Как отмечают представители водоканалов, для того, чтобы система эффективно работала, необходимо, чтобы тарифы были долгосрочными, хотя по закону они должны пересматриваться каждый год. В первую очередь это важно потому, что для бизнеса и инвесторов нужны ясные, стабильные, неизменные "правила игры". Иначе просчитать сроки и объемы возврата потенциальных инвестиций будет невозможно, а любому инвестору, и банкам в том числе, нужны гарантии возврата вложенных средств.
Несмотря на все сложности, некоторые банки, в частности такие крупные, как Банк Москвы, готовы предоставлять водоканалам кредитные средства, но у самих водоканалов нет понимания, смогут ли они вернуть выделенные средства в положенный срок. Более того, эксперты отмечают, что законодательное регулирование построено таким образом, что предприятия жилищно-коммунального хозяйства, водоканалы в том числе, не управляют своими доходами.
Предполагается, что деньги водникам должны собирать управляющие компании и передавать их водоканалам. Основной недостаток подобной модели заключается в том, что она не позволяет водоканалам контролировать свои доходы. Например, если даже управляющая компания добросовестно подошла к своим обязанностям, собрала средства, но затем обанкротилась, водоканал денег за оказанные услуги не получит. При этом даже гарантий того, что компания окажется добросовестной, нет. Каждый раз это определенный риск. Для управляющих компаний сама процедура сбора платежа — вещь совершенно невыгодная и даже убыточная, а потому неинтересная. То есть управляющая компания должна будет заплатить по тарифу практически столько же, сколько возьмет с населения. Могут возникнуть трудности и со сборами, поскольку за неоплату некоторых видов коммунальных услуг недобросовестным плательщикам практически ничего не грозит. Тепло- и водоснабжение отключать нельзя, а канализацию можно лишь частично. Изменить существующую практику в начале осени текущего года предложила комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по жилищно-коммунальному хозяйству. Среди предложенных мер — возможность отключения электроэнергии физическим лицам за задержку платежей по любому из коммунальных ресурсов. Однако пока решение не принято, да и энергокомпании не понимают, кто будет компенсировать им недополученные средства, если данная инициатива будет реализована.
Все это побуждает водоканалы переходить на прямые расчеты с потребителями. Так, в октябре текущего года "РВК-Воронеж" решил отказаться от работы с управляющими компаниями и проводить расчеты за поставленные ресурсы напрямую: управляющие компании задолжали водоканалу 400 млн руб. Население за услугу платит, а УК зачастую задерживают на расчетных счетах деньги, используя их в своих целях. "Мы, как гарантирующий поставщик, отвечаем за надежность и стабильность водоснабжения для всех потребителей города и считаем, что накопленный нами опыт работы и профессиональная база позволят нам обеспечить потребителей услугами водоснабжения и водоотведения, минуя посредников",— заявил генеральный директор ООО "РВК-Воронеж" Сергей Журавлев.
Согласно поручению президента РФ, к 2016 году должен осуществиться переход на долгосрочное тарифное регулирование. Как уже отмечалось, это позволит решить сразу целую серию проблем, но и здесь нет готовых рецептов. По словам Елены Довлатовой, сейчас тариф на воду в России существенно ниже экономически обоснованного. А значит, если именно в таком размере он будет зафиксирован на долгий срок, это заложит убыточность водоканалов на годы вперед. Простые расчеты показывают: для того чтобы избежать этих убытков, необходимо фактически за год очень быстро и ощутимо нарастить тарифы, что создаст дополнительную нагрузку на население и может вызвать рост социальной напряженности. Частично решить проблему с привлечением инвестиций можно было бы и за счет предоставления водоканалам беспроцентной рассрочки на реализацию инвестпрограмм, но это, в свою очередь, будет создавать нагрузку на региональные и муниципальные бюджеты, многие из которых не располагают достаточным количеством средств.
Обновляя партнеров
Тем не менее работа по обновлению фондов ведется во многих регионах страны. Одним из важнейших стратегических партнеров водоканалов выступает Банк Москвы, для которого обслуживание и кредитование ЖКХ является стратегическим направлением и включает в себя работу с предприятиям, чья деятельность связана с развитием и поддержкой коммунальной инфраструктуры городов и регионов: передача тепла, энергии, воды и т. д. В части сотрудничества Банка Москвы с российскими водоканалами банк обладает возможностями по реализации проектов совместного финансирования с привлечением международных финансовых институтов, организации финансирования с использованием механизмов ГЧП, в том числе в рамках концессионных соглашений, финансированию инвестиционных программ сроком от пяти лет, кредитованию на пополнение оборотных средств, а также рефинансированию задолженности предприятий сферы водоснабжения и водоотведения в других банках. Так, знаковые проекты реализуются в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске, где строятся масштабные очистные сооружения. Большую часть из этих проектов финансирует Банк Москвы. Существенно обновлена инфраструктура в районе олимпийского Сочи. Крупный проект по обезжелезиванию воды стартовал в Хабаровске. На примере "Приморского водоканала" во Владивостоке можно продемонстрировать, каким образом участие финансового института может способствовать решению проблем реконструкции очистных сооружений. Благодаря поддержке Банка Москвы здесь достраивается целевой объект, который является стратегически важным для жизни и здоровья жителей города,— городские очистные сооружения. Долгие годы Владивосток не имел очистных сооружений: все канализационные стоки сливались в море. Сейчас строительство очистных сооружений завершается.
Под присмотром
АЛЕКСАНДР КЕРШМАН, специалист дирекции по работе с муниципальными проектами Банка Москвы, указывает на то, что участие банка в проводимой реконструкции или модернизации объектов водоснабжения повышает эффективность проекта, так как у банков есть ресурсы, позволяющие проводить комплексную оценку проектов и оценивать риск невозврата выданных денежных средств.
Особенно тяжело с водой на Юге России, в Калмыкии и даже в Подмосковье. У многих водоканалов значительный износ оборудования — системы очистки, водозаборы, водоводы и прочее имущество надо менять. В отдельных случаях оборудование не менялось с 1940-х годов.
Не так давно был принят федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В нем прописаны нормы, которые обязывают муниципальные образования разработать для каждого города свою схему водоснабжения и водоотведения. Так, водоснабжение в городах с большой численностью населения должно быть полностью автоматизировано. Для того чтобы разработать данную схему, нужно провести исследование работы водоканала и определить исходные параметры питьевой воды. После этого задаются показатели качества, которые в среднесрочной перспективе должны быть достигнуты. И для каждого региона они свои в зависимости от качества исходной воды и ее объемов. Методы очистки воды и способы достижения требуемых результатов разные. Например, где-то достаточно будет просто установить новые насосы и заменить сети, а где-то понадобится расширение водозабора. Но в любом случае каждый такой проект требует серьезных финансовых вложений. Как правило, это очень долгосрочные программы. И рискованные: сфера водоснабжения сложна тем, что далеко не все выполняемые мероприятия приводят к финансовой экономии. Но тем не менее государственные и крупные частные банки финансируют системы водоснабжения. Банк Москвы целенаправленно работает в этом направлении уже не первый год. Участие банка в подобных проектах удобно тем, что банк, выдавая кредит, следит за его возвратом. Это повышает надежность и финансовую устойчивость проводимой реконструкции или модернизации объектов водоснабжения, так как у банков есть ресурсы, позволяющие проводить комплексную оценку проектов и оценивать риск невозврата выданных денежных средств.
Отмечу, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход. И наше преимущество как раз в этом: мы понимаем эту отрасль, умеем с ней работать, знаем особенности и проблемные точки каждого региона, где присутствуем, поэтому можем предложить не просто кредитование, а настоящую "программу спасения".
Другой важной проблемой водного комплекса помимо водоснабжения и качества воды является необходимость реконструкции очистных сооружений. Так, в 2014 году заработал закон о промышленных сбросах и предприятия, осуществляющие сброс 200 куб. м сточных вод в месяц, должны к началу следующего года установить системы очистки. Банк Москвы уже давно финансирует подобные проекты. Показательным примером здесь является финансирование строительства очистных сооружений в Приморье. В частности, во Владивостоке благодаря поддержке Банка Москвы сейчас достраивается целевой объект, который остановит слив канализационных отходов в море. С привлечением финансирования Банка Москвы была построена система транспортировки и перекачки канализационных вод (разводящая сеть). Помимо Владивостока в водном комплексе мы давно работаем с предприятиями Москвы и Московской области, сотрудничаем с водоканалом Казани, с предприятиями данной отрасли в Туле, Ижевске, Волгограде, Уфе, Майкопе и других регионах.
В части сотрудничества Банка Москвы с российскими водоканалами банк обладает возможностями по реализации проектов по совместному финансированию с привлечением международных финансовых институтов, организации финансирования с использованием механизмов ГЧП, в том числе в рамках концессионных соглашений, осуществлению финансирования инвестиционных программ сроком от пяти лет, кредитованию на пополнение оборотных средств, а также по рефинансированию задолженности предприятий сферы водоснабжения и водоотведения в других банках.