Вопрос цены
Мнение аналитика
Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting
Теоретически цена на телекоммуникационные услуги складывается на основе рыночных законов, исходя из соотношения «спрос — предложение», зависит от уровня конкуренции и платежеспособности клиентов в конкретном регионе. Например, наиболее дорогая сотовая связь для предприятий малого и среднего бизнеса — в Москве и Московской области, а также в «нефтяных» регионах-донорах (ХМАО). Конвергентные услуги помогают компаниям сокращать затраты на связь на 2–30%, в зависимости от профиля компании, масштабов ее деятельности и ее потребности в различных телеком-услугах. Например, при использовании сервиса FMC, под которым обычно понимают дозвон по единым коротким номерам, экономия достигается за счет нетарифицируемых звонков внутри группы корпоративных абонентов. Особенно экономия ощутима для территориально распределенных компаний с широкой филиальной сетью, когда существует возможность объединить существующие филиалы компании в единую корпоративную сеть и тем самым значительно снизить затраты на междугородних звонках. Но речь идет не только о прямой экономии на связь — благодаря услугам FMC, может вырасти эффективность бизнеса за счет повышения доступности сотрудников и увеличения оперативности взаимодействия. В то же время операторы предлагают клиентам все больше дополнительных видов обслуживания (VAS). Основная цель их внедрения — повышение ARPU (средняя выручка на одного клиента), поэтому средний чек клиента, который подписался на VAS, конечно, растет. В ближайшие годы мы будем наблюдать усиление конкуренции, в том числе в сегменте b2b. На рынок мобильной связи выходит четвертый федеральный игрок Tele2, который будет использовать мощный административный и коммерческий ресурс «Ростелекома» (лицензии на сети третьего и четвертого поколений, развитая сеть фиксированной связи, корпоративные и государственные заказчики, административный ресурс). Стоит отметить, что в России расчеты на услуги связи с конечными пользователями происходят в национальной валюте, в то время как операторы покупают базовые станции и другое оборудование преимущественно за доллары и евро. До какого-то предела девальвации рубля операторы будут стараться не повышать тарифы. Но всему есть предел, и если обесценивание рубля продолжится такими же быстрыми темпами (на уровне 30–40% в год), избежать роста тарифов вряд ли удастся, несмотря на рост конкуренции. В любом случае дальнейшего снижения таких показателей, как средняя стоимость минуты (APPM) и средняя стоимость мегабайта трафика данных, уже ждать, наверное, не стоит. В целом ситуация с тарифами зависит, в первую очередь, от курса рубля по отношению к основным мировым валютам.