Ниши для инноваций
В этом году предприятия Свердловской области приступили к реализации программы импортозамещения. Уральские компании стремятся быть независимыми от западных технологий и, взаимодействуя с другими российскими производителями, реализуют такие масштабные проекты, как электропоезд «Ласточка», трамвай премиумкласса R1, буровая машина «Арктика». Поддержать бизнес планирует правительство Свердловской области: в 2015 году на субсидирование предприятий, которые задействованы в импортозамещении, может быть выделено порядка 2,6 млрд рублей.
Фундаментальные затраты
Для ускорения темпов экономики Свердловская область поставила перед собой задачу к 2020 году перейти на инновационный путь развития. Средний Урал планирует конкурировать с другими субъектами РФ. «По объемам производства инновационной продукции Татарстан и Самарская область заметно опережают Свердловскую — 13% и 8% против 5%, а по части затрат на прикладные научные исследования и разработки Нижегородская область опережает регион в три раза — 6% против 2%», — отмечают в правительстве. Чтобы нарастить темпы работы по инновационным и прорывным проектам, в Свердловской области была принята Стратегия инновационного развития, определяющая основные векторы работы. Так, предполагается, что промышленники должны к 2020 году нарастить долю инновационной продукции в объеме своих товаров с 5,7% (по данным на 2011 год) до 25%. Доля инновационного товара в объеме экспорта, согласно стратегии, вырастет с 23,3% до 40%. «Доля внутренних затрат на фундаментальные исследования и разработки (фундаментальные исследования) в ВРП в 2010 году составляла 1,23%, к 2020 году ее планируется нарастить до 3%. Объем выполненных научноисследовательских работ — 26,1 млрд рублей, в 2020 году он должен составить 45,5 млрд рублей», — отмечается в стратегии. Если в 2011 году предприниматели финансировали только 25,5% прикладных исследований и разработок, то к 2020 году они могут нарастить показатель до 40%.
Премиумтрамвай
В Свердловской области реализуется целый ряд проектов новой формации. Одним из наиболее ярких событий в промышленности Урала в 2014 году стала презентация инновационного трамвая R1, созданного на ОАО «Уралтрансмаш» (входит в ОАО «НПК „Уралвагонзавод”»). Хотя предприятие уже предложило рынку целую линейку различных модификаций трамваев, завод решил закрыть сегмент премиумкласса. Серийное производство R1 планируется запустить в течение 2015 года, до этого трамвай будет проходить испытания. Как и пилотный образец, это будет низкопольный трехсекционный трамвай с четырьмя дверьми по обе стороны. Каждый R1 будет оснащен WiFi, GPS, системой ГЛОНАСС, семью HDкамерами видеонаблюдения, кондиционером и антибактериальными поручнями. Вместимость трамвая составит от 190 до 270 человек, средняя скорость по городу — 24 км/ч. Кабину водителя оборудуют лобовым стеклом с обратным углом наклона, что позволит расширить обзорность, снизить количество бликов и избежать чрезмерного нагрева кабины солнечным светом. При этом УВЗ планирует установить для каждого города, где будет курсировать R1, свою уникальную кабину. Это возможно благодаря тому, что кузов имеет модульную конструкцию.
«Мы определили бюджет этого трамвая и смогли в него уложиться. Мы планировали, что затраты на создание концепта будут в четыре раза ниже, чем у проектов зарубежных производителей — у таких концернов, как канадский Bombardier и немецкий Siemens. По нашим подсчетам, бюджет на концепцию у зарубежных концернов составляет от 3 млн до 10 млн евро. Наши затраты составили существенно меньшую сумму. Что касается самого изделия, мы ставили перед собой задачу снизить в два раза стоимость своего трамвая в сравнении с зарубежной продукцией. Отмечу, что за рубежом трамвай такого размера стоит порядка 100 млн рублей, цена может расти в зависимости от комплектации», — рассказал гендиректор компании Алексей Носов. Чтобы подготовить Уралтрансмаш к производству, на текущий момент на площадке проводится модернизация, первый этап которой потребовал порядка 500 млн рублей.
Локализация по контракту
Новое современное производство было создано в Верхней Пышме на базе ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Группы Синара и немецкого концерна Siemens). Речь идет о выпуске скоростных поездов «Ласточка», данный проект позволил получить новые контракты порядка 50 свердловским предприятиям. Напомним, компания намерена выпустить порядка 1,2 тыс. вагонов с 2015 года по 2020 год по контракту с ОАО «Российские железные дороги». Общая стоимость контракта составит более 2,1 млрд евро. «В ходе реализации проекта мы тщательно отбирали российских поставщиков комплектующих для электропоезда, анализировали их работу и сегодня пришли к пониманию, что большую часть комплектующих для нашей новой разработки — следующего в линейке межрегионального электропоезда — мы можем получить от российских производителей», — заявил генеральный директор завода «Уральские локомотивы» Александр Салтаев. Так, например, выключатели и другую электротехническую продукцию производители электропоезда закупают на ЗАО «Энергомаш — Уралэлектротяжмаш» в Екатеринбурге. Компания также сотрудничает с научными объединениями. ОАО «НПО Автоматики» разрабатывает аппаратную часть для электропоезда. «Сегодня мы реализуем крэшсистему — систему безопасности. Ведем разработку и изготовление шкафов для электрички самого разного назначения, делаем пульт управления машиниста. Все перечисленное будет реализовано в 2015 году. Есть еще предложения по изготовлению жгутов, но эти вопросы пока в стадии принятия решений», — пояснил директор опытноконструкторского бюро «Автоматика» Николай Манько. При этом контракт с «Уральскими локомотивами» обеспечивает четверть всего объема заказов НПО Автоматики. Чтобы сотрудничать по проекту, объединению потребовалось модернизировать свое производство. «В технологические процессы были внесены коррективы. Сегодня для НПО Автоматики это загрузка примерно на 300 рабочих мест и определенная доля прибыли», — подчеркнул господин Манько. Екатеринбургское научнопроизводственное объединение САУТ планирует поставлять для «Ласточки» свою систему управления. Работа с «Уральскими локомотивами» для НПО является основным видом деятельности, чтобы сотрудничать по проекту, в САУТе был специально сформирован отдел микропроцессорной техники, а также разработана новейшая трехканальная система управления МПСУиД (микропроцессорная система управления и диагностики) с двукратным резервированием. «Объем всего поставляемого в 2014 году оборудования составит около 1 млрд рублей. ООО „НПО САУТ” осуществляет поставку приборов безопасности (безопасного локомотивного объединенного комплекса БЛОК), также ведется разработка системы управления МПСУиД. По данному проекту уже подписан договор на поставку оборудования в 2013–2014 годах на сумму около 60 млн рублей, а также готовится договор на 2015 год», — пояснили в объединении. В целом, по данным свердловского правительства, общий объем оборудования, поставленного в адрес «Уральских локомотивов», в 2012 году составил 5,1 млрд рублей, в 2013 году — 6,5 млрд рублей.
Для морозного бурения
Эксклюзивным проектом, который реализуется в Свердловской области, является разработка буровой установки «Арктика» для работы в экстремальных северных условиях при низких температурах. Модель разработана и выпущена на базе екатеринбургского предприятия «Уралмаш НГО Холдинг». Речь идет о модели блочномодульной установки, которая за счет полного укрытия и теплогенераторов позволяет продолжать бурение в условиях Крайнего Севера при любых метеоусловиях в арктическом регионе. «Как правило, если температура воздуха опускается ниже –40–45°C, даже при отсутствии ветра бурение прекращается по технике безопасности. Но в данном случае за счет теплогенераторов буровые работы стало возможным проводить даже в условиях шквалистого усиления ветра при критически низких температурах. Тем самым были минимизированы дорогостоящие простои буровой установки изза погодных условий», — отмечали в компании. Компания уже отгрузила четыре установки для бурения в ЯмалоНенецком автономном округе: две из них работают на ЮжноТамбейском месторождении на полуострове Ямал, еще две — на Уренгойском месторождении под Новым Уренгоем. Чтобы разработать данную модель, екатеринбургский завод вел работу с НОВАТЭКом с 2011 года, а также привлекал к проектированию специалистов других компаний — Уралмашзавода, «Спецмаша», Электротехнической промышленной компании. Впрочем, производство «Арктики» все равно остается штучным проектом, не рассчитанным на массовое производство, несмотря на существенные перспективы рынка.
Раскопать титан
Еще одной точкой роста для региона остается особая экономическая зона «Титановая долина», строительство которой сейчас находится в активной стадии. Напомним, соглашение о создании зоны было подписано по инициативе властей Свердловской области и корпорации «ВСМПОАвисма» в 2010 году. Ожидается, что проект привлечет около 18 резидентов, которые на территории ОЭЗ будут заниматься производством «полуфабрикатов» для отраслей авиастроения, космонавтики, автомобилестроения, энергетики и медицины. Резидентами «Титановой долины» стали Уральский оптический завод, ООО «Синерсис», ООО «ВСМПОНовые технологии», среди потенциальных резидентов называются ЗАО «Завод базальтовых материалов», ООО «ИнферкомУрал» и «АСПром». Общий объем инвестиций в проект компанийрезидентов на данный момент составляет около 4,4 млрд рублей. Региональные власти рассчитывают, что реализация проекта позволит производить отчисления в федеральный бюджет более 12 млрд рублей, а в областной — до 2,3 млрд рублей. К сотрудничеству со свердловской «Титановой долиной» привлекаются зарубежные партнеры по Таможенному союзу, в этом году благодаря договоренностям на форуме «Россия — Казахстан» в Екатеринбурге был подписан договор о сотрудничестве между ОЭЗ в Свердловской области и ОЭЗ «Сарыарка» в Казахстане. О намерении наладить долгосрочное партнерство в части механической обработки титановых деталей и изготовления готовых подузлов и узлов в рамках «Титановой долины» с «ВСМПОАвисма» заявила французская компания Figeac Aero. На данный момент для якорного резидента «Титановой долины» — ООО «ВСМПОНовые технологии» выбран генподрядчик на выполнение строительства производственного комплекса. Победителем открытого конкурса стала петербургская компания «Циклон». Уже утвержден перечень объектов инфраструктуры зоны, в ноябре планируется завершение строительства подстанции «Титан», предназначенной для обеспечения электроснабжения ОЭЗ. Инвестиции «МРСК Урала» в новый энергообъект составили около 200 млн рублей.
Пакетный центр
В рамках освоения ниши импортозамещения компании открывают свои инжиниринговые центры, чтобы разрабатывать новую продукцию. В частности, одним из таких проектов стал научнотехнологический комплекс НПК «Уралвагонзавод» в СанктПетербурге. Как пояснил заместитель гендиректора по техразвитию Борис Лазебник, проект будет развиваться на базе Всероссийского научноисследовательского института транспортного машиностроения (ВНИИтрансмаш), филиала Московского технологического института (МТИ), специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «Спецмаш»). При ВНИИтрансмаше создадут производственные мощности ЦНИИ «Буревестник», специализирующегося на изготовлении продукции гражданского и военного направления. По словам господина Лазебника, на базе этого же института может быть создан инжиниринговый центр по общественному транспорту.
Центр двигателестроения может быть создан в соседней Челябинской области на базе еще одного предприятия УВЗ — «ЧТЗУралтрак». Региональные власти поручили проработать различные варианты распоряжения областным пакетом завода (региону принадлежит 15,7% акций ЧТЗ), в связи с чем стал рассматриваться вариант создания совместного с частным инвестором центра двигателестроения.
Собственный инжиниринговый центр «ПСМИнжиниринг» создало ОАО «Пневмостроймашина» (входит в группу PSMHYDRAULICS). Проект «ПСМИнжиниринг» ориентирован на комплексное сопровождение проектов от технического задания до пусконаладочных работ. Таким образом компания планирует включиться в проект импортозамещения. «В течение сентября — октября количество запросов по линии импортозамещения кратно увеличилось как на серийную продукцию, так и на новую технику. В данной ситуации ожидаем увеличение объема заказов в периоде ближайших двухтрех месяцев», — поделился прогнозами директор по коммерческим вопросам ОАО «Пневмостроймашина» Рафаэль Шихов. Компания ведет разработку новых видов продукции, способных заменить иностранные аналоги таких производителей, как Bosch Rexroth (Германия) и Bonfiglioli (Италия). Потребителями могут стать металлурги и производители автомобильной, специальной и дорожностроительной техники, уточнили в министерстве. Предполагается, что закупать гидравлику могут Минский автомобильный завод и Курганмашзавод. Как пояснил господин Шихов, на заводе планируется выпускать новую продукцию — планетарные редукторы, фильтры гидравлические, гидроцилиндры и гидрораспределители. «Наиболее интересными для предприятия являются заказы на насосные станции, агрегаты и полнокомплектные поставки, предусматривающие создание законченных изделий на базе выпускаемого гидравлического оборудования. Инициирована процедура получения разрешительных документов для поставки специализированной продукции предприятиям обороннопромышленного комплекса», — сообщил господин Шихов. В компании подчеркнули, что надеются на поддержку областных властей: «Предприятие заинтересовано в поддержке, особенно в части субсидирования освоения выпуска новых видов продукции по линии импортозамещения, расширения партнерских отношений с металлургическими предприятиями, борьбы с контрафактом и демпингом на рынке со стороны украинских компаний».
Подпрограмма без барьеров
В целом на текущий момент перед отраслями промышленности сейчас стоит задача снизить импортозависимость с 80–90% до 40–50%. Впрочем, по мнению аналитиков, ухудшение внешнеполитической обстановки может замедлить выполнение показателей Свердловской области. «Стратегия, как правило, задает долгосрочные ориентиры. В данном случае внешнеэкономическая ситуация не является напряженной для всесторонних научнотехнологических программ и результатов многогранных партнерских отношений, однако замедление проектов возможно», — уверен генеральный директор Swiss Invest Buro Роман Колтунов. Несмотря на обострившуюся обстановку, которая усилила давление на промышленников, сейчас рано говорить о том, как это повлияет на выполнение стратегии и на развитие региона. «Конечно, заданные показатели стратегии очень оптимистичные, но все только начинается, и шанс выполнения есть. Предприятия Урала за последние годы провели серьезную модернизацию, и этот процесс не остановился, что позволяет рассчитывать на увеличение доли инновационной продукции в промышленном производстве», — резюмировал глава представительства консалтинговой группы «НЭО Центр» по УрФО Алексей Посохин.
Снижение доли импорта должно произойти благодаря выстраиванию системной работы с отраслевыми предприятиями, уверены в свердловском правительстве. Министерство промышленности занимается разработкой подпрограммы «Развитие импортозамещения и научнопроизводственной кооперации в отраслях промышленности Свердловской области». «Основными задачами подпрограммы являются системный мониторинг базовых производственных компетенций предприятий промышленного комплекса области и перспективных товарных рынков. Также документ позволит упорядочить работу по формированию инструментов поддержки бизнеса для снятия барьеров при импортозамещении и развитии научнопроизводственной кооперации. Подпрограмма предполагает содействие предприятиям Среднего Урала при выходе на рынки и содействие в получении целевого финансирования в рамках программ Минпромторга России, Мин
экономразвития России и Минобрнауки России, а также в привлечении банковских ресурсов», — пояснили в минпроме. Ожидается, что проект подпрограммы будет рассмотрен на заседании президиума правительства. В бюджете региона на 2015 год предусмотрены 2,6 млрд рублей, которые будут выделены на поддержку промышленных предприятий области в части импортозамещения и внутренней кооперации.