Гречка как предчувствие

Россию охватила вторая "гречневая паника"

Россию охватила вторая "гречневая паника": россияне скупают крупу, а магазины повышают на нее цены. Почему именно гречка оказалась так важна для россиян, выясняла "Власть".

Фото: Анастасия Кулагина, Коммерсантъ

Елизавета Сурначева, Полина Никольская

Последняя пачка гречки уходит прямо из-под носа: пожилая покупательница достает ее из глубины полки супермаркета "Магнолия" и уверенно движется к кассе. На вопрос, почему люди скупили всю гречку, уверенно отвечает: "Ясен пень, почему!" — словно комментируя факт, который должен знать каждый образованный человек. На полках супермаркета "Дикси", забитых рисом, пшеном и макаронами, гречки нет вообще. В "Ашане" — немногочисленные коробки порционной крупы быстрого приготовления, стоимостью по 74 рубля каждая. В изобилии гречка попадается лишь в несетевом магазине социальных цен, правда, цена ее далеко не социальна — от 60 рублей за пачку. Столько же стоит самый дешевый 900-граммовый пакет гречки в онлайн-магазине "Утконос". С начала месяца гречневая крупа подорожала на 48,3%, сообщил 26 ноября Росстат. Несмотря на это, россияне продолжают экстренно скупать ядрицу, игнорируя не столь сильно дорожающие рис, макароны, бобовые и другие крупы. Полки пустуют недолго, уверяют представители торговых сетей. "В каком-то нашем магазине ее могло и не быть из-за возросшего спроса, но не больше 1-2 дней. В октябре спрос поднялся, где-то в полтора-два раза, но сейчас пик проходит",— рассказывает официальный представитель Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Владимир Русанов, отмечая, что больше всего гречкой закупались пенсионеры. "В большей части магазинов нет гречки по низкой цене, не брендовой. Еще есть тенденция, что поставщики придерживают товар, ожидая, что цены на крупу продолжат расти",— рассказывает директор по внешним коммуникациям компании "Ашан" Мария Курносова. "Гречка есть, как дорогих брендов, так и дешевых. Сейчас ситуация в принципе нормализовалась, такого ажиотажа нет. Цены на гречку, конечно, выросли",— рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям METRO Cash & Carry Оксана Токарева.

Гречневый ажиотаж-2014 вызван новостями о неурожае в Алтайском крае, где растет почти половина российской гречки. Торговые сети получили уведомление о росте закупочных цен, а граждане кинулись скупать стратегически важную крупу. В последний раз стихийный рост гречки наблюдался в 2010 году, когда после засухи и неурожая розничные цены на психологически важный продукт выросли более чем в два раза. По итогам проверок Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что на рост стоимости повлиял сговор в оптовом звене.

В этот раз, в отличие от 2010 года, по официальным данным, гречки хватает. Минсельхоз выпустил сообщение под заголовком "Хватит всем!", где объяснил, что с учетом "рациональной нормы потребления" по 3,5 кг в год на человека, России для полного гречневого рациона достаточно 550 тыс. тонн в год, а уже намолото 744,6 тыс. тонн, так что хватит и на экспорт.

Минсельхоз выпустил сообщение под заголовком "Хватит всем!", где объяснил, что России для полного гречневого рациона достаточно 550 тыс. тонн в год, а уже намолото 744,6 тыс. тонн

3,5 кг на человека — довольно приблизительный расчет ведомства. Если исходить из того, что одна порция гречневой каши получается из 80 г сухой гречки, то те, кто привык есть гречку по два-три раза в неделю, съедают свой годовой рацион за четыре месяца. Но даже обильное потребление гречки не объяснило бы материальную ценность крупы для среднероссийского пользователя. Если исходить из состава потребительской корзины, утвержденного Росстатом, человеку трудоспособного возраста необходимо 126 кг хлебных продуктов, зерна и бобовых в год, то есть около 350 г углеводной еды в день. Даже если всю эту крупу перевести в гречку, то это около 10 кг гречки в месяц, что даже с завышенной ценой в 60 рублей/пачка составит 600 рублей в месяц. Это менее 10% от МРОТ по России (5554 рубля в 2014 году), менее 5% от МРОТ по Москве (12 850 рублей), менее 1% среднероссийской зарплаты. Рост цен на мясо, овощи и молочную продукцию объективно намного более болезненный для большинства россиян, однако не приводит к пустым полкам. "Удорожание ряда других товаров и предметов население тоже волнует, но волнует отдельные целевые группы, которые не видно. Гречка же — массовый товар, где сейчас умело подстегнули страхи,— объясняет директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.— Аналогичный тренд был по итальянским макаронам, когда объявили о контрсанкциях. Или в отношении иностранной консервированной рыбы, шпрот и сардин. Просто эти сюжеты остались незамеченными, наверное, потому что СМИ не хотелось обращать внимание на то, что люди скупают импортные товары".

В ранг национальной идеи и главного блюда гречку отчасти возводят сами чиновники, публично приводя ее в качестве основного примера патриотизма и импортозамещения. "Моя любимая еда — это хлеб, молоко и гречневая каша",— признавался в начале октября министр сельского хозяйства Николай Федоров, советуя всем питаться национальной русской едой. Глава "Роснано" Анатолий Чубайс, комментируя введенные санкции и продуктовые эмбарго России, заявил, что может пережить их "на гречневой каше"

Помимо имиджа "национального продукта" и легкости хранения социальной значимости гречке добавляет и обильное присутствие крупы в госзаказах: на обеспечение питания школ, детских садов, больниц, на питание армии и для обеспечения гуманитарных грузов. В санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПиН 2.4.5.2409-08) прописано, сколько в рационе школьника и дошкольника должно быть калорий и витаминов и даже предоставлено "примерное меню" на 24 дня. Гречка в этом меню появляется два раза в неделю: например, на обед "бесфстроганов из мяса отварного" с "кашей гречневой рассыпчатой". "Я не каждый день захожу в столовую, но меню отслеживаю, сколько было гречки, столько и есть",— говорит директор центра образования N548 Ефим Рачевский. Не страдает без традиционной российской крупы и школа N259. Ее директор Алексей Железняк пояснил, что комбинаты питания выигрывают тендер на поставки продуктов в школы на учебный год. Меню на каждый день с определенными продуктами прописано в конкурсной документации, а если у поставщиков проблемы с определенными продуктами, они по согласованию с заказчиком производят замену. Но о проблемах поставщиков с гречкой директор Железняк не слышал. Конкурсы на поставку продуктов в школы выигрывают как частные организации, так и государственные унитарные предприятия. Школу Железняка обслуживает, например, ОАО ГУП "Объединенный комбинат школьного питания" Северо-Восточного округа. Один из поставщиков комбината школьного питания говорит, что предприятие, как и все, кто привозит гречку госучреждениям, терпит убытки по крупам: гречка подорожала, а условия контракта не изменить (контракт заключается раз в году). Тем не менее по факту привезти не гречку, а другую крупу в школу не могут, это несет за собой штрафные санкции",— говорит коммерческий директор "Коникс-Школьника" Максим Егоров.

В зависимости от объемов потребляемой продукции учебные заведения могут закупать что-то и без конкурса в ограниченных суммах, уточняет председатель совета директоров группы компаний "Куликово" Сергей Арустамов, чья компания сейчас поставляет по таким заказам овощную продукцию в МГУ. С лета произошло существенное повышение цен практически на все продукты, говорит он: свою роль сыграли ответные санкции России, рост цен на топливо, электричество, семена, химикаты и оборудование. Ажиотаж вокруг гречки он связывает со "спекулятивным фактором", отмечая, что неурожай картофеля, например, был намного более серьезным, чем неурожай гречки: хозяйства Подмосковья, Тульской и Тверской областей потеряли от 25% до 30% картофеля в этом году.

То, что люди в кризис кинулись именно за гречкой, довольно рационально, объясняет Овчарова: это намного полезнее, например, макарон. В целом в массовой закупке отразилась характерная реакция россиян на кризис или на обесценивание рубля: вместо сокращения расходов люди начинают тратить деньги, делая запасы и инвестируя в товары и услуги, так как ожидания возможного обесценивания национальной валюты традиционно высоки.

Точно оценить уровень социального интереса к гречке, кроме как по пустым полкам в супермаркетах, пока нельзя. Отдельных опросов по гречке социологические службы не проводили. Индекс потребительских цен, составляемый фондом "Общественное мнение" (ФОМ), показывает, что россияне в целом чувствуют цены на всю еду. 91% россиян в ноябре отмечали рост цен на основные продукты, товары и услуги, 87% уверены, что цены продолжат расти.

По опыту прошлых лет это вряд ли станет серьезным политическим фактором, как с точки зрения избирателей, так и со стороны партий. Засуха, жара и гречневый кризис в 2010 году даже не смогли серьезно повлиять на результат "Единой России" на региональных выборах октября 2010: в целом результаты тогда укладывались в общий тренд снижения уровня поддержки ЕР по всей стране. "Несмотря на ажиотаж в СМИ вокруг дефицита гречки, сколько-нибудь заметного влияния на политические предпочтения избирателей он не оказывал. В ситуации значительного отрыва партии-лидера излишняя суета и стремление серьезно пропиариться на этой теме скорее могли сузить уровень поддержки. Поэтому определять целесообразность реагирования передали региональным организациям",— вспоминает работавший тогда в президиуме ЕР Алексей Чеснаков. В партии с 2009 года работает и целый партийный проект "Народный контроль", посвященный мониторингу цен и возглавляемый депутатом (ныне главой думского комитета по безопасности) Ириной Яровой, бившейся с торговыми сетями во время принятия закона "О торговле". Мониторить цены помогают в зависимости от региона "Молодая гвардия Единой России" или партнерские организации пенсионеров или ветеранов. Доклад о ценах направляется руководству партии, главам субъектов и в профильные министерства, добавляет представитель проекта. Дальнейшая судьба этих докладов "Власти" неизвестна. "Ответом на этот проект является количество возбужденных уголовных дел",— говорит Степанова.

Засуха, жара и гречневый кризис в 2010 году не смогли серьезно повлиять на результат "Единой России" на региональных выборах октября 2010 года

В КПРФ, обычно являющейся главным бенефициаром социального недовольства ростом цен, прямой связи между гречкой и результатами выборов тоже не проводят. "Сейчас на приеме населения только один заявитель пришел ко мне по поводу гречки и роста цен",— говорит секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Но на встрече с избирателями, которые проводит партия, вопрос роста цен первый, уточняет он. "Прямого влияния на результаты выборов такие вещи не оказывают, только опосредованное",— говорит коммунист. Вопрос, хоть и болезненный, но не сказывается однозначно на результатах региональных избирательных кампаний: спрашивают не с муниципалитетов или региона, а с депутатов Госдумы и правительства, полагает Обухов.

"В целом энтузиазм в отношении будущего страны, который начал оформляться в начале года, начал спадать до показателей прошлого года,— говорит заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.— Но в отношении политиков и президента уровень доверия остается стабильно высоким. Похоже, материальные проблемы, с которыми сейчас начинает сталкиваться население, не особо сказываются на доверии к власти в целом".

Вся лента