Утилизация едет по плану

Продажи машин по программе господдержки превысили 130 тыс. штук

По данным Минпромторга, за три месяца действия программы господдержки автопрома за счет утилизационных скидок удалось продать более 130 тыс. машин. Наиболее популярными в последнюю неделю стали модели АвтоВАЗа и группы ГАЗ. Эксперты ожидают, что план Минпромторга продать по утилизации до конца года 170 тыс. машин будет выполнен, но ключевым фактором активизации спроса называют уже не только господдержку, но и девальвацию рубля.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Объем продаж по госпрограмме обновления автопарка, запущенной с начала сентября, к 23 ноября превысил 131 тыс. машин, следует из материалов Минпромторга. За прошлую неделю самые активные продажи по программе по-прежнему наблюдались у АвтоВАЗа — более 2,7 тыс. машин, на втором месте оказалась группа ГАЗ с 2 тыс. машин. Но по продажам с начала ноября лидеры остались прежними — АвтоВАЗ, Volkswagen и Kia, группа ГАЗ вышла на четвертое место (точных данных по продажам Минпромторг не представил). При этом до 16% выросла и доля LCV в объеме общих продаж.

Программа утилизации призвана стимулировать продажи на падающем более полутора лет авторынке. При покупке машины со сдачей в утиль или по trade-in старого автомобиля предоставляется скидка от 40–50 тыс. руб. для легковых машин до 300–350 тыс. руб. для тяжелых грузовых машин и автобусов. Всего на программу государством было выделено 10 млрд руб., по плану в ее рамках должно быть продано до 31 декабря порядка 170 тыс. машин. Аналогичная программа работала и в 2010–2011 годах, тогда на нее изначально выделяли 10 млрд руб., но поддержку продлевали, так что программа в итоге обошлась бюджету в 30 млрд руб. Но тогда скидка 50 тыс. руб. предоставлялась только физлицам, а в список моделей, на которые давались скидки, в основном попали бюджетные легковые автомобили и LCV.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» не видит проблем с достижением заявленного объема продаж по программе, особенно с учетом сезонного всплеска продаж в декабре. Директор автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко добавляет, что, учитывая истощение стоков по ходовым моделям со старыми ценами, основная скидка, на которую сможет рассчитывать потребитель,— утилизационная. Эксперт полагает, что в октябре, когда продажи снизились на 9,9% — до 23,1 тыс. машин относительно октября 2013 года, программа утилизации притормозила спад примерно на 2–3%. Но он считает, что решающим фактором замедления роста авторынка в октябре—ноябре был рост курсовой разницы, благодаря которому активизировались потребители, опасающиеся роста цен. Госпрограмма являлась дополнительным аргументом в пользу покупки, заключает господин Литвиненко.

Яна Циноева


Как падение авторынка отражается на экономике страны

Российский кризис 2014 года обусловлен не внешним шоком, а внутренними факторами. Одним из первых пострадал автопром, за ним — смежные отрасли. Спасает лишь то, что производство автомобилей у нас так и не успело стать настоящим локомотивом экономики. Читайте подробнее

Зачем Минпромторг перезапустил программу обновления автопарка

На фоне кризиса авторынка государство решилось на уже опробованную меру поддержки спроса — программу обновления автопарка, на которую бюджет выделит до конца года 10 млрд руб. Такие меры спасли авторынок в 2010-2011 годах, но сейчас автопроизводители долго не могли добиться возобновления программы. Программа должна обеспечить дополнительно продажи 170 тыс. машин, но этого не хватит, чтобы рынок остался на уровне 2013 года. Читайте подробнее

Вся лента