"О`кей" кладет цены в морозилку
Ритейлер зафиксирует их на полгода
Один из крупнейших российских ритейлеров "О`кей" решил на полгода заморозить цены на ряд социально значимых товаров. Пока что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но в случае успешных переговоров с поставщиками компания готова пойти на такой шаг и в других регионах, признавая, что хочет в том числе за счет этой акции увеличить падающий трафик своих магазинов. Поставщики опасаются, что для них распространение такой практики среди ритейлеров может привести к убыткам.
C 1 декабря до 31 мая 2015 года "О`кей" фиксирует цены на ряд товаров в гипермаркетах и супермаркетах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассказали "Ъ" в компании. Акция распространится на некоторые виды макаронных изделий, пшеничную муку, соль, чай, подсолнечное масло "Солнце мое", молоко "Новая деревня", нарезной батон "Дарница" и нектары "Мой". Поставщики и производители "пошли нам навстречу в реализации данных договоренностей", отметил гендиректор "О`кей" Тони Майер. На Петербург и область приходится 40 из 103 магазинов "О`кей". В компании не исключают фиксирования цен и в других регионах, решения будут приниматься по результатам переговоров с местными властями и поставщиками.
По словам члена правления "О`кей" Марины Каган, мера направлена не только на сохранение доступности социально значимых товаров, но и на повышение трафика: "Мы хотим показать потребителю ошибочность мнения о том, что в магазинах формата "у дома" цены ниже, чем в гипермаркетах". В третьем квартале при росте среднего чека на 2,8% трафик "О`кей" снизился на 4,6%, что привело к сокращению сопоставимых продаж на 1,9%. В октябре компания снизила прогноз по росту выручки в 2014 году с 12-16% до 7-9% по сравнению с 139,5 млрд руб. в 2013 году. Госпожа Каган говорит, что акция не скажется существенно на финансовых показателях, так как доля товаров с замороженными ценами в общем обороте невелика. По данным "Infoline-Аналитики", по итогам 2013 года "О`кей" занимает восьмое место по выручке среди российских ритейлеров.
Опрошенные "Ъ" ритейлеры утверждают, что и так пытаются сдерживать рост цен. Так, в каждой социально значимой категории, включая хлеб, молоко, курятину, крупы, есть так называемые продукты первой цены, то есть наиболее доступной стоимости, указывает представитель "Дикси". В сети действует мораторий на повышение наценки для таких товаров, которая и так не превышает единиц процента, то есть стоимость меняется только при изменении закупочной цены, говорит он. Metro Cash & Carry также старается не допускать резкого роста цен, особенно на социально значимые продукты, говорит представитель сети Оксана Токарева. Топ-менеджер еще одного из крупных продовольственных ритейлеров заявил "Ъ", что тоже готов фиксировать цены, но не из-за их резкого роста, а из-за огромного числа проверок ценообразования. Экономических причин для замораживания нет, "сильного роста цен мы не видим", подчеркивает он.
Производители также не заинтересованы в росте цен из-за следующего за ним снижения продаж, отмечает директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. При этом поставщики уже длительное время работают в убыток или на грани рентабельности, так как себестоимость производства выросла из-за снижения курса рубля, утверждает он. Один из опрошенных "Ъ" поставщиков опасается, что замораживание цен приведет к убыткам дистрибуторов, на которых и ляжет рост себестоимости производства. По его мнению, ритейлеры просто пытаются показать госрегуляторам свое влияние на удержание инфляции. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил "Ъ", что осторожно относится к фиксированию цен, но приветствует инициативы по стабилизации ситуации. В случае с "О`кей" речь идет об одном из крупнейших игроков рынка, это демонстрирует, что крупный бизнес учитывает интересы граждан, считает он.