ОПЕК остался при своих баррелях
Картель сохранил квоты на добычу
Организация стран--экспортеров нефти вчера не стала снижать объем квот на добычу нефти, сохранив его на уровне 30 млн барр./сутки как минимум на ближайшие полгода. Объяснив миру, что виновником нынешнего падения цен является сланцевая нефть США и что рынок сам себя стабилизирует, министры нефти оставили возможность пересмотреть квоты в случае более серьезного расхождения спроса и предложения. Российские власти тем временем готовятся к сокращению бюджетных расходов исходя из цены $80 за баррель, эксперты и нефтяники говорят об имеющемся запасе прочности в нефтяной отрасли.
По завершении пятичасовых переговоров, проходивших вчера в штаб-квартире ОПЕК в Вене, участники картеля не смогли договориться о поддержании мировых цен на нефть. "В интересах восстановления рыночного баланса конференция решила сохранить добычу на уровне 30 млн барр./сутки, установленном в декабре 2011 года",— заявил по итогам встречи представитель организации Хасан Абдул Хамид, отметив, что участники картеля могут изменить решение "в случае серьезных изменений в балансе нефтяного рынка". Вопреки ожиданиям, ОПЕК не сделала заявлений о более жестком контроле за добычей сверх квот (в октябре фактический показатель на 250 тыс. барр./сутки превысил согласованный членами ОПЕК потолок).
Такой исход конференции прогнозировался почти всеми участниками рынка. Напомним, члены ОПЕК не прибегали к радикальному сокращению объемов добычи уже с 2008 года. Они не сделали этого и сейчас, несмотря на падение нефтяных цен с пика в июле ($115 за баррель) более чем на треть. Вчера вечером стоимость сорта Brent опускалась ниже $72 за баррель — самого низкого уровня с августа 2010 года.
Единства позиций до заседания в Вене не было. Страны Персидского залива (в первую очередь Саудовская Аравия — самый крупный участник картеля) свое нежелание менять квоту объясняли отсутствием необходимости снижать добычу, называя главной причиной переизбытка предложения на рынке сланцевую нефть из США. Представители Венесуэлы и Ирана, напротив, выступали за сокращение добычи — в случае ее снижения в странах, не входящих в картель. Как сообщал "Ъ", Россия за два дня до саммита ОПЕК безуспешно пыталась убедить Саудовскую Аравию, Венесуэлу и Мексику согласиться хотя бы на символическое сокращение квоты на добычу. Уже после конференции ОПЕК глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что потенциал снижения добычи в РФ составляет 200-300 тыс. барр./сутки.
По оценкам экспертов, для быстрой стабилизации рынка было бы достаточно сокращения квот на 1 млн барр./сутки. Впрочем, по оценке Международного энергетического агентства, в среднесрочной перспективе оснований для снижения цен нет. "Снижение цен само по себе подстегнет потребление, а ускорение темпов роста мировой экономики позволит нарастить объем спроса уже во второй половине 2015 года",— оптимистичен Йоханнес Бениньи из JBC Energy. Сокращение квот и повышение цены нефти привело бы лишь к дополнительному увеличению затратной сланцевой добычи, замечают эксперты Goldman Sachs.
На исполнение российского бюджета завершающегося 2014 года решение ОПЕК повлиять уже не успеет. Благодаря высокой цене нефти в первом полугодии (средняя цена Urals по итогам января--октября составила $103 за баррель) и девальвации, бюджет-2014, по оценке главы Минфина Антона Силуанова, будет исполнен с профицитом в размере 0,3-0,5% ВВП. Ситуация с бюджетом-2015 несколько сложнее. Его расходы подсчитаны исходя из $96 за баррель, но особого маневра в урезании уже утвержденных госпрограмм у правительства нет. Созданная еще до падения нефтяных цен комиссия по оптимизации бюджетных расходов сейчас просчитывает возможность сокращения трат в 2015 году на 10%. Поскольку маневр ограничен (секвестр социальных расходов невозможен по политическим причинам), власти при сохранении низких цен на нефть обещают залезть "в кубышку". По оценке Антона Силуанова, из Резервного фонда в 2015 году возможно, придется потратить 500 млрд руб. из имеющихся там сейчас 3,9 трлн руб. Перед этим Минфин намерен опустошить антикризисный резерв, который в следующем году составит 120 млрд руб.
Таким образом, значимые изменения бюджетной политики могут произойти при верстке только следующего бюджета — на 2016 год. По словам главы департамента долгосрочного планирования Минфина Максима Орешкина, адаптация госказны к новому уровню нефтяных цен должна означать более жесткий подход к расходам. "Правительству необходимо перестроить бюджет на следующие годы, исходя из цены в $80 за баррель",— сказал накануне Антон Силуанов. Как сказал "Ъ" глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, только прямые потери экономики от снижения экспортных поступлений при падении среднегодовой цены до $80 за баррель составят порядка $70 млрд. Для бюджета 20-процентное проседание средней цены означает сокращение нефтегазовых доходов на 2 трлн руб. или 2,5% ВВП. Девальвация рубля может компенсировать эти потери примерно на 30%, однако учитывая замедление роста и ускорение инфляции, потери бюджета могут оказаться и выше.
Для российских нефтяных компаний снижение цен на нефть менее чувствительно. Вице-президент Moody's в России Юлия Прибыткова объясняет это особенностями налогообложения — при снижении цены на $10 доходы компаний от экспорта падают лишь на $1,4-1,5 даже без учета льгот. При этом из-за девальвации рубля падение расходов (в долларах) происходит быстрее, чем сокращается выручка. Себестоимость добычи на большинстве месторождений в РФ остается достаточно низкой — без учета налогов, операционные расходы (без транспортировки) в среднем составляют $4-5 за баррель, капвложения на поддержание уровня добычи — еще $5-7, что в разы ниже, чем у крупных мировых компаний, поясняет эксперт. По словам вице-президента ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, чувствительность российских компаний к серьезному снижению цен "не очень высока" благодаря гибкости курса рубля и налоговой системе. По его словам, чтобы добыча ЛУКОЙЛа стала убыточной, цена должна рухнуть ниже $25 за баррель.